Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Лавник М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N N (N 2-945/2019) по иску Р.Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы, по кассационной жалобе Р.Т.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г, которыми исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Р.Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, участвующей в судебном заседании посредством видеоконференц - связи, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Р.Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - УПФР в г. Абакане) о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы.
Требования мотивировала тем, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, она обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ.)
Однако, решением ответчика от 17 октября 2018 г. N ей необоснованно отказано по мотиву недостаточности специального стажа.
Просила признать названное решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика включить в страховой страж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 7 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 13 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 4 дня) - период работы в должности руководителя кружка в Республиканской общеобразовательной специализированной школе фермеров, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 6 месяцев 23 дня) в должности методиста, педагога дополнительного образования в Республиканском государственном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 1 день) период работы в должности руководителя физического воспитания в Республиканском государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 1.2 видов"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней) период нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней) период нахождения в командировке; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 8 дней) период работы в должности воспитателя в детском комбинате N ГОУ.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение УПФР в г. Абакане N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж Р.Т.В. следующих периодов : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности руководителя физического воспитания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение в командировке.
Обязал ответчика включить в специальный трудовой стаж Р.Т.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанные периоды.
Исковые требования Р.Т.В. к УПФР в г. Абакане о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 8 дней) в должности воспитателя в детском комбинате N ГОУ в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно, оставил без рассмотрения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Р.Т.В, ставится вопрос об отмене решения Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования в Республиканской общеобразовательной специализированной школе фермеров.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усмотрел, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из записей в трудовой книжке, что истец c ДД.ММ.ГГГГ была принята тренером-преподавателем в детско-юношескую спортивную школу настольного тенниса, откуда ДД.ММ.ГГГГ переведена в 23 школу учителем начальных классов.
С ДД.ММ.ГГГГ истец была принята переводом руководителем кружка в Центр натуралистической и экологической работы, который ДД.ММ.ГГГГ был преобразован в Республиканскую среднюю общеобразовательную специализированную школу фермеров.
ДД.ММ.ГГГГ истцу был присвоен 10 разряд по ЕТС как педагогу дополнительного образования.
С ДД.ММ.ГГГГ истец была назначена методистом и педагогом дополнительного образования, в этой должности проработала до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Республиканская средняя общеобразовательная специализированная школа фермеров переименована в Среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов.
Из текста приказа от ДД.ММ.ГГГГ N, уточненной справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, усматривается, что Р.Т.В. была принята на работу в Республиканский центр натуралистической и экологической работы педагогом дополнительного образования.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях для детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, до указанной даты такая должность ранее действовавшим Списком, не предусматривалась.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, должность "педагог дополнительного образования" предусмотрена в учреждениях дополнительного образования для детей, к которым школы не отнесены.
Кроме того, работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования для детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ включается в специальный стаж при условии наличия у лица выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Требования о включении в стаж истица периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате N были оставлены судом без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, поскольку при принятии оспариваемого решения пенсионным органом указанный период истцом не был заявлен, следовательно, ответчик не отказывал истцу во включении указанного периода работы в специальный стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, дополнительно указала, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства было принято Положение о Центре натуралистической и экологической работы с учащимися Республики Хакасия от 10 марта 1992 г.
Центр натуралистической и экологической работы судом апелляционной инстанции правомерно был отнесен к внешкольным учреждениям, на основании оценки текста Положения об этом центре.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, действующего с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря. 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ)
В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 -ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 -ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 -ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 -ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июня 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды на основании вышеуказанных норм права обоснованно пришли к выводам о том, что должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 с 1 ноября 1999г, до указанной даты такая должность ранее действовавшим Списком, не предусматривалась
Следовательно, отказ во включении в специальный стаж периода работы истца с 19 июля 1994 г. по 1 ноября 1999 г. в должности педагога дополнительного образования Центра натуралистической и экологической работы, преобразованного впоследствии в Республиканскую среднюю общеобразовательную специализированную школу фермеров, а далее, переименованную в Среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов, является правомерным.
Доводы кассатора о том, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г, следовательно, ответчик должен был зачесть вышеуказанный период в специальный стаж, так как у нее такое желание имелось, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами правильно указано на распространение нормы, изложенной в упомянутом пункте, на период работы до 1 ноября 1999 г. лишь в части применения Правил исчисления сроков выслуги, но сами периоды работы определяются и подлежат включению согласно соответствующим Спискам профессий и должностей.
Оценив в совокупности представленные судам доказательства - Устав Республиканского Государственного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметом" от 12 февраля 2001 г, из которого следует, что основным предметом деятельности Школы и ее филиалов является реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного эколого-натуралистического образования, архивные справки о переименовании учреждения, суды правомерно пришли к выводу о том, что Республиканская средняя общеобразовательная специализированная школа фермеров, переименованная в общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметом", в котором осуществлялась трудовая деятельность истца на протяжении спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не являлось учреждением дополнительного образования детей.
Между тем, в соответствии с разделом 2 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, должность педагога дополнительного образования может быть включения в специальный стаж при условии работы в учреждениях, указанных в упомянутом Списке. Поскольку, учреждение, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ названным Списком не предусмотрено, суды обоснованно признали законным отказ пенсионного органа во включении указанного периода в специальный стаж истца.
Кассационная жалоба Р.Т.В. не содержит доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов судов первой и апелляционной инстанции, ее доводы по существу представляют выраженное несогласие заявителя с выводами судов в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии со статьей 387 ГПК РФ не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасии от 11 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суд Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Р.Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.