Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Ли Е.В. в интересах ООО "Джелтулак Лес" на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 24 сентября 2018 года N 977/2, решение судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 14 марта 2019 года, решение судьи Амурского областного суда от 20 августа 2019 года в отношении ООО "Джелтулак Лес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 24 сентября 2018 года N 977/2, оставленным без изменения решениями судей Селемджинского районного суда Амурской области от 14 марта 2019 года и Амурского областного суда от 20 августа 2019 года, юридическое лицо - ООО "Джелтулак Лес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, защитник Ли Е.В. в интересах ООО "Джелтулак Лес" просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить либо направить дело на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ предусмотрено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Данные Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Подпунктами "г" и "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474 (далее - Правила заготовки древесины) установлено, что не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки и запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Как следует из представленных материалов дела, 28 июня 2018 года сотрудниками ГКУ Амурской области "Зейское лесничество" на арендуемой территории ООО "Джелтулак Лес" в квартале 471 выдел 1 лесосека 1 Янсайского участкового лесничества был выявлен факт неочистки мест рубок на площади 1, 3 га в квартале 473 выдел 10 лесосека 1 неочистка установлена на площади 1, 4 га. Нарушение подпункта "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах повлекло за собой привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "Джелтулак Лес" правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами: план-схемой места нарушения, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении; актом осмотра лесосеки, и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По аргументированным должным образом выводам судей у ООО "Джелтулак Лес" имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, но допустив бездействие, в том числе в части осуществления должного контроля за действиями субподрядчиков по заготовке древесины, ООО "Джелтулак Лес" не приняло всех зависящих мер по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что ООО "Джелтулак Лес" необоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, так как заготовку древесины осуществляло другое лицо, которому леса переданы по договору подряда, не может быть признан состоятельным.
В силу пункта 3 Правил заготовки древесины заготовка древесины может осуществляться только на основании договоров аренды лесных участков. Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ.
Согласно договору аренды от 15 декабря 2010 года N 48 ООО "Джелтулак Лес" является арендатором лесного участка и обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке.
Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, ООО "Джелтулак Лес" обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Заключение договоров подряда не освобождает ООО "Джелтулак Лес", как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица и судей районного и областного судов о виновности ООО "Джелтулак Лес" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Иные доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление о привлечении ООО "Джелтулак Лес" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Джелтулак Лес" в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 24 сентября 2018 года N 977/2 и решение судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 14 марта 2019 года в отношении ООО "Джелтулак Лес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ли Е.В. в интересах ООО "Джелтулак Лес" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.