Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации"
Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает: "Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык".
Конституция Российской Федерации не уточняет требований к особенностям практического использования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, равно как и не указывает обязательств органов власти по отношению к порядку формирования или сохранения государственного языка Российской Федерации.
Понятия "русский язык" и "русский язык как государственный язык Российской Федерации" не тождественны. Назначение русского языка как государственного языка Российской Федерации состоит в том, чтобы осуществлялся обмен информацией между гражданами страны во всех областях общественной деятельности.
Основой государственного языка Российской Федерации является современный литературный русский язык. Сообщения, сделанные на русском языке как государственном языке Российской Федерации, как правило, не должны содержать слов или редко употребляемых понятий, не известных широкому кругу граждан, так как обязаны иметь ясное и, по возможности, однозначное толкование.
На русском языке как государственном языке Российской Федерации ведется деловая переписка, составляются заявления, обращения, договоры и иные документы, с которыми власть обязана обращаться к гражданину и гражданин имеет право обратиться к власти.
Законодательство Российской Федерации о государственной службе и государственном управлении, о рекламе, о порядке судопроизводства, трактует государственный язык Российской Федерации как составную часть русского языка. Такое положение не противоречит приведенной выше цитате из Конституции Российской Федерации.
Закон "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" имеет целью определить обязанности органов власти, обязанности должностных лиц на территории Российской Федерации по отношению к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, а также соответствующие права граждан в области использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации необходим для осуществления единообразия государственного управления, для более эффективной реализации законных прав и интересов каждого гражданина страны.
Основными материальными носителями и источниками русского языка как государственного языка Российской Федерации являются словари, рекомендации или разъяснения, сложившиеся современные литературные языковые стандарты русского языка общепринятого делового оборота.
Проект закона закрепляет за ведомствами право на предъявление квалификационных требований к должностным лицам относительно уровня знания и владения русским языком как государственным языком Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законопроект обязывает каждого представителя органа государственной власти в необходимом объеме владеть русским языком. Такое требование закона делает русский язык как государственный язык Российской Федерации удобным и универсальным средством реализации прав и свобод гражданина.
Гражданин России имеет право использовать любой язык при реализации своих законных интересов и прав на территории Российской Федерации. Закон, однако, указывает на то, что реализация права одних использовать любой язык на территории Российской Федерации не должна ущемлять права и свободы других граждан Российской Федерации. Поэтому закон предусматривает обязанность любых должностных лиц использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Закон устанавливает государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Российской Федерации. С одной стороны, это реализуется через государственную поддержку образования и культуры. Например, путем обеспечения прав граждан на получение образования, на повышение квалификации, а также путем разработки и реализации государственных программ, направленных на развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации. Особое место здесь отводится Совету по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.
С другой стороны, закон предусматривает и наказание за умышленные и неоднократные неправомерные ограничения использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Для реализации Федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" законодатель не предусматривает особых статей расхода из государственного бюджета либо иных дополнительных финансовых источников. Все меры по поддержке и развитию языка, предусмотренные данным законом, уже реализуются и поддерживаются в реальной жизни.
Главная цель закона - консолидировать усилия органов власти на определенном направлении, сделать их системными и организованными, обязать органы власти учитывать в своей деятельности приоритеты государственной языковой политики.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации"
Для реализации закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" дополнительных бюджетных расходов не потребуется, так как все затратные мероприятия этого закона осуществляются в пределах соответствующих федеральных программ или системы мер, финансирование которых уже предусматривается в федеральном бюджете.
К этим мероприятиям относятся:
Обучение или иная подготовка персонала, аттестация и квалификационный контроль за деятельностью физических лиц
Для реализации этих задач не потребуется увеличения объема бюджетных расходов в системе образования, при аттестации или установлении квалификационных требований по отношению к физическим лицам., т.к. государственные образовательные стандарты, учебные планы, методические рекомендации и иные документы, разработанные в системе образования и регламентирующие образовательный процесс, образуют нормативно-правовую базу по отношению к изучению и использованию современного литературного русского языка, составляющего основу государственного языка.
В рамках реализации государственной языковой политики предусматривается не только полноценное изучение русского языка, но и целый ряд квалификационно-аттестационных мероприятий, начиная от школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы до различных систем послевузовского образования, правил присвоения ученых степеней или званий, курсов повышения квалификации и пр. Все перечисленные процедуры являют собой различные уровни государственной аттестации граждан.
Обучение и государственная аттестация граждан страны производится в рамках исполнения общих требований при реализации государственной образовательной политики Российской Федерации.
Помимо указанной государственной системы квалификации и аттестации во многих организациях и во всех органах государственной власти предусмотрена внутренняя служебная аттестация работников и служащих. Квалификационные требования, предъявляемые к работнику, устанавливаются должностными инструкциями или иными нормативными ведомственными актами. Указанная профессиональная аттестация работников осуществляется без дополнительных затрат, за счет внутриведомственных накладных расходов.
Разработка и создание верифицированных и легитимных лингвистических стандартов русского языка как государственного языка Российской Федерации
В качестве стандартов для формирования русского языка как государственного языка приняты словари русского языка, которые прошли легитимизацию в установленном порядке, например, были рекомендованы уполномоченным органом власти к употреблению в качестве учебника, учебного пособия, а также для внутриведомственного или межведомственного использования.
Дополнительными или составными элементами такой системы стандартов можно считать различные ведомственные пояснительные словари, как например, юридические, политехнические, словари ударений для дикторов телевидения и пр.
Выпуск этих словарей, как и литературы художественной, научно-популярной, энциклопедической предусматривается в "Федеральной программе поддержки книгоиздания России", ежегодно утверждаемой и финансируемой из федерального бюджета.
Организация взаимодействия органов власти, организаций и граждан по проблемам государственной языковой политики
Реализация этих задач производятся за счет средств, отпущенных по статье "государственное управление" на работу с обращениями и письмами трудящихся. Общественные органы, такие как Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации или иные подобные структуры с рекомендательными и аналитическими функциями, существуют как общественные организации без выделения дополнительных ассигнований.
Реализация Федеральных целевых программ.
Финансирование Федеральных целевых программ, имеющих целью создание условий для функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, включая мероприятия по его поддержке и защите, будет осуществляться в соответствии с установленным порядком формирования и финансирования Федеральных целевых программ.
Финансирование мероприятий по повышению уровня культуры речи не требует дополнительных затрат, так как производится за счет перераспределения средств внутри соответствующих ведомств.
Таким образом, затраты на выполнение данного федерального закона предусмотрены в рамках утвержденного федерального бюджета, а в случае появления дополнительных затрат по отдельным положениям закона на конкретные цели они будут ежегодно рассматриваться в рамках федерального бюджета на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.