Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 31, 46, 101 и 101.1, 104, 108, 110, 112, 113, 114, 115 и 139 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект уточняет порядок взыскания налоговыми органами недоимки и пени, а также порядок привлечения к ответственности юридических лиц, совершивших налоговые правонарушения, и порядок взыскания соответствующих штрафов.
До взыскания налога налоговые органы обязаны направить налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у него недоимки. В пункте 3 статьи 69 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, а в пункте 4 статьи 101 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате недоимки и пени направляется налогоплательщику на основании вынесенного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 108 и пункту 2 статьи 109 Кодекса налогоплательщик (иное лицо) не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения, а виновность налогоплательщика (иного лица) устанавливается вступившим в законную силу решением суда. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В предлагаемом законопроекте уточняются положения, обеспечивающие бесспорное взыскание налоговыми органами недоимки и пени, что соответствует постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П, согласно которому взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам и пени не противоречит Конституции Российской Федерации. В этом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано также, что не соответствует Конституции Российской Федерации взыскание с юридических лиц сумм штрафов в бесспорном порядке без их согласия.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 4-0 установлено, что юридическому лицу - плательщику штрафа за нарушение валютного законодательства должен предоставляться срок, в течение которого он вправе обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд решение органа валютного контроля о взыскании штрафа. Если это решение в указанный срок не обжалуется, оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры. Представляется, что эта позиция распространяется на соответствующие налоговые правоотношения.
Согласно действующим нормам (пункт 1 статьи 104 Кодекса) в случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, предусмотренный в требовании, налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции. Налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика штрафа за совершение налогового правонарушения и в том случае, когда налогоплательщик согласен с решением налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не может уплатить штраф из-за отсутствия необходимых для уплаты штрафа денежных средств. При вынесении арбитражным судом решения об удовлетворении исковых требований налогового органа с налогоплательщика-организации взыскивается государственная пошлина, исчисляемая в процентном отношении от суммы заявленных требований.
Но не только у налогоплательщиков в данных обстоятельствах возникают дополнительные расходы. В результате введенной частью первой Кодекса процедуры взыскания штрафов за совершение налоговых правонарушений резко возросло число дел в судах, сроки рассмотрения судами дел удлинились. Поэтому требуется увеличение численности судей и соответствующее увеличение расходов федерального бюджета.
В проекте федерального закона предусматривается изменение порядка взыскания штрафов за совершение налоговых правонарушений с организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.