Проект федерального закона N 97061608-2
"О Совете безопасности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
эномико-финансовое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
предложение о разработке нормативных правовых актов
Раздел I. Организация Совета безопасности и статус (ст.ст. 1-30)
членов
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-10)
Глава II. Статус постоянного члена Совета безопасности (ст.ст. 11-21)
Российской Федерации
Глава III. Структура и организация деятельности Совета (ст.ст. 22-30)
безопасности Российской Федерации
Раздел II. Общие правила производства в Совете (ст.ст. 31-81)
безопасности Российской Федерации
Глава IV. Принципы делопроизводства (ст.ст. 31-34)
Глава V. Обращение в Совет безопасности Российской (ст.ст. 35-37)
Федерации
Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений (ст.ст. 38-42)
Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения (ст.ст. 43-67)
вопросов в Совете
безопасности Российской Федерации
Глава VIII. Решения Совета безопасности Российской (ст.ст. 68-81)
Федерации
Раздел III. Особенности рассмотрения вопросов в Совете (ст.ст. 82-88)
безопасности Российской Федерации по отдельным
категориям
Глава X. Рассмотрение вопросов о не соответствии (ст.ст. 82-84)
требованиям безопасности не вступивших в силу
международных договоров Российской Федерации
Глава XII. Рассмотрение дел о несоответствии (ст.ст. 85-88)
требованиям безопасности по жалобам на
нарушение прав на безопасность граждан
Раздел IV. Заключительные положения (ст.ст. 89-93)
Раздел V. Переходные положения
Раздел VI. Вступление настоящего федерального закона в силу
Раздел I. Организация Совета безопасности и статус членов
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Совет безопасности - конституционный орган Российской Федерации
1. Совет безопасности Российской Федерации - конституционный орган Российской Федерации, самостоятельно и независимо осуществляющий государственную власть в области государственной, общественной и личной безопасности граждан в Российской Федерации, посредством принятия решений, обязательных для органов исполнительной власти Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство о Совете безопасности Российской Федерации
1. Полномочия, порядок образования и деятельности Совета безопасности Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О безопасности" и настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации
1. Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:
- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
- разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
- совершенствование системы обеспечения безопасности.
Статья 4. Полномочия Совета безопасности Российской Федерации
1. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, внутренних и внешних интересов государства и общества, обеспечения единой системы безопасности на всей территории Российской Федерации Совет безопасности Российской Федерации рассматривает:
- вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности;
- стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности;
- охраны здоровья населения;
- прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;
- обеспечения стабильности и правопорядка.
2. Проводит исследования и готовит предложения по вопросам своей компетенции для Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3. Готовит законопроекты для внесения Президентом в Государственную Думу Российской Федерации, проекты Указов Президента и Постановлений Правительства Российской Федерации в области безопасности.
4. Готовит заключения по соответствию не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации требованиям внутренней и внешней безопасности Российской Федерации и докладывает их Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
5. Проводит исследования и разрабатывает ежегодные доклады по мерам внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.
6. Разрабатывает предложения по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
7. Готовит оперативные решения по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и мерам по их ликвидации;
8. Готовит предложения Президенту Российской Федерации по введению, продлению и отмене чрезвычайного и военного положения.
9. Готовит предложения Правительству Российской Федерации по необходимым бюджетным ассигнованиям на цели безопасности при формировании проекта бюджета на следующий бюджетный год.
10. Готовит предложения по военной доктрине Российской Федерации.
11. Готовит предложения для Президента Российской Федерации о назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей министерств, ведомств и служб системы безопасности Российской Федерации.
12. По жалобам на нарушение личной и общественной безопасности граждан готовит представления Президенту Российской Федерации для принятия решений об устранении указанных нарушений.
13. Совет безопасности Российской Федерации решает исключительно вопросы безопасности, не подменяет и не вмешивается в компетенцию других органов государственной власти.
14. Создание иных органов государственной власти, в том числе консультативных, аналитических, совещательных, кроме предусмотренных Конституцией Российской Федерации с задачами и полномочиями аналогичными Совету безопасности Российской Федерации не допускается.
15. По вопросам своей внутренней деятельности Совет безопасности Российской Федерации принимает Регламент Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 5. Состав, порядок образования и срок полномочий Совета безопасности Российской Федерации
1. Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции Российской Федерации, Закона РФ "О безопасности" и настоящего Закона в количестве 35 постоянных членов.
2. В состав Совета безопасности Российской Федерации входят:
- Председатель;
- Заместители председателя;
- Генеральный секретарь;
- постоянные члены Совета безопасности.
3. Председателем Совета безопасности Российской Федерации является по должности Президент Российской Федерации.
4. Заместителями председателя Совета безопасности Российской Федерации являются Председатель Государственной Думы Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Российской Федерации и Председатель Правительства Российской Федерации.
5. В число постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации входят руководители федеральных министерств и ведомств:
- обороны;
- безопасности;
- иностранных дел;
- внутренних дел;
- юстиции;
- службы внешней разведки;
- экономики;
- финансов;
- по чрезвычайным ситуациям;
- налоговой службы;
- налоговой полиции;
- экологии и природных ресурсов;
- здравоохранения,
а так же представители Совета Федерации Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
6. Генеральный секретарь Совета безопасности входит в число постоянных членов Совета безопасности и назначается Президентом Российской Федерации по представлению Совета безопасности Российской Федерации.
7. Порядок выдвижения и утверждения постоянных членов Совета безопасности устанавливается настоящим законом.
8. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов высококвалифицированных специалистов.
9. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях субъектов Федерации для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители.
10. Персональный состав Совета безопасности утверждается Указом Президента Российской Федерации.
11. Совет безопасности Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа постоянных членов.
12. Полномочия Совета безопасности Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Статья 6. Постоянные и временные комиссии Совета безопасности Российской Федерации
1. Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные комиссии по направлениям деятельности, порядок формирования, структура и состав которых определяются Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
2. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии.
3. Постоянные и временные межведомственные комиссий возглавляются Председателями комиссий назначаемыми из постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации в соответствии с Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 7. Основные задачи постоянных комиссий Совета безопасности Российской Федерации
1. На постоянные комиссии Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:
- оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;
- подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;
- разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;
- накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;
- организация научных исследований в области обеспечения безопасности;
- подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;
- подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.
Статья 8. Основные принципы деятельности Совета безопасности Российской Федерации
1. Основными принципами деятельности Совета безопасности Российской Федерации являются независимость, коллегиальность и гласность.
2. Совет безопасности Российской Федерации несет ответственность перед Федеральным Собранием Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Статья 9. Обязательность решений Совета безопасности Российской Федерации
1. Решения Совета безопасности Российской Федерации принятые в пределах его компетенции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
1. Решения Совета безопасности оформляются Указами Президента Российской Федерации.
Статья 10. Гарантии деятельности Совета безопасности Российской Федерации
1. Совет безопасности Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.
2. Финансирование Совета безопасности Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления его деятельности в полном объеме.
3. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Совета безопасности Российской Федерации средства, которыми Совет безопасности Российской Федерации распоряжается самостоятельно.
4. Смета расходов Совета безопасности Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
5. Совет безопасности Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
6. Имущество, необходимое Совету безопасности Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью.
7. Совет безопасности Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
8. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Совета безопасности Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом, не допускается.
Глава II. Статус постоянного члена Совета безопасности Российской
Федерации
Статья 11. Требования, предъявляемые к кандидату в постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации
1. Постоянным членом Совета безопасности Российской Федерации может быть утвержден гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее образование по направлению, которое он представляет и стаж работы по этому направлению не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области которую он представляет.
Статья 12. Порядок утверждения постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации
1. Представления о кандидатах в постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Совета Федерации Российской Федерации и Председателем Государственной Думы Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации рассматривает вопрос об утверждении постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления.
3. Каждый член Совета безопасности Российской Федерации утверждается в индивидуальном порядке с учетом требований настоящего закона.
4. В случае выбытия постоянного члена из состава Совета безопасности Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место постоянного члена вносится лицами указанными в п.1 настоящей статьи не позднее месяца со дня открытия вакансии.
5. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять свои обязанности до утверждения нового постоянного члена.
Статья 13. Присяга постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, утвержденное постоянным членом Совета безопасности Российской Федерации.
2. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации и интересам безопасности граждан Российской Федерации, общества и государства".
Статья 14. Правовые ограничения на участие в деятельности Совета безопасности Российской Федерации
1. Постоянный член, работник аппарата, консультант и другие лица, привлекаемые к работе Совета безопасности не могут быть иностранными гражданами, иметь двойное гражданство, наличие судимостей в прошлом, быть замешанными в любых видах антигосударственной или антиобщественной деятельности, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
2. Постоянный член Совета безопасности не может заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме работы в органах государственной власти Российской Федерации, а так же преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей, осуществлять коммерческую деятельность любых видов и быть аффилированным членом любых видов хозяйственных обществ и товариществ, иметь частную практику.
3. Постоянный член, работник аппарата Совета безопасности Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Совете безопасности Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Советом безопасности Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
4. Ничто в настоящей статье не может рассматриваться, как ограничение гражданских прав участников деятельности Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 15. Срок полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации
1. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации утверждается на срок полномочий Президента Российской Федерации.
2. При избрании нового Президента Российской Федерации Совет безопасности Российской Федерации слагает свои полномочия перед новым Президентом Российской Федерации и подлежит новому утверждению в порядке установленном настоящим законом.
3. Предельный возраст для пребывания в должности постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации семьдесят лет.
4. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 16. Гарантии независимости постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации
1. Независимость постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации обеспечивается его:
- несменяемостью;
- равенством прав постоянных членов;
- установленными настоящим федеральным законом порядком приостановления и прекращения полномочий постоянного члена;
- правом на отставку;
- обязательностью установленной процедуры ведения дел;
- запретом какого бы то ни было вмешательства в деятельность;
- предоставлением постоянному члену материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
2. Материальные гарантии независимости постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья постоянного члена, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для членов и депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.
3. В случаях, если другими правовыми актами для постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
Статья 17. Несменяемость постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации
1. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации несменяем.
2. Полномочия постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
Статья 18. Равенство прав постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации
1. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации пользуются равными правами.
2. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Совета безопасности Российской Федерации или в заседаниях палаты Совета безопасности Российской Федерации, в состав которой он входит.
3. Полномочия Председателя, заместителей Председателя и Генерального секретаря Совета безопасности Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Статья 19. Приостановление полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации
1. Полномочия постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:
- было дано согласие Президента Российской Федерации на арест постоянного члена, или привлечение его к уголовной ответственности;
- постоянный член по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
2. Приостановление полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации осуществляется по решению Совета безопасности Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
3. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Совета безопасности Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
4. Совет безопасности Российской Федерации приостанавливает полномочия постоянного члена до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий постоянного члена оформляется решением Совета безопасности Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи.
5. Приостановление полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации не влечет за собой приостановления выплаты этому постоянному члену вознаграждения и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 20. Прекращение полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации
1. Полномочия постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации прекращаются ввиду:
а) нарушения порядка его назначения на должность постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
б) истечения срока полномочий постоянного члена или достижения постоянным членом предельного возраста пребывания в должности;
в) личного письменного заявления постоянного члена об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;
г) утраты постоянным членом гражданства Российской Федерации;
д) вынесенного в отношении постоянного члена обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
е) совершения постоянным членом поступка, порочащего честь и достоинство постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации;
ж) продолжения постоянным членом, несмотря на предупреждение со стороны Совета безопасности Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
з) неучастия постоянного члена в заседаниях Совета безопасности Российской Федерации, или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
и) признания постоянного члена недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
к) признания постоянного члена безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
л) объявления постоянного члена умершим решением суда, вступившим в законную силу;
м) смерти постоянного члена.
2. Полномочия постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
3. Прекращение полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации осуществляется по решению Совета безопасности Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
4. Прекращение полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации по основанию, указанному в пункте а) части первой настоящей статьи, производится Президентом Российской Федерации по представлению Совета безопасности Российской Федерации.
5. Прекращение полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации по основанию, указанному в пункте е) части первой настоящей статьи, производится Президентом Российской Федерации по представлению Совета безопасности Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей от общего числа постоянных членов.
Статья 21. Отставка постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации
1. Постоянный член считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами б), в) и и) части первой и частью второй статьи 20 настоящего Федерального закона.
2. Пребывающему в отставке постоянному члену Совета безопасности Российской Федерации, имеющему стаж работы в качестве постоянного члена не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов денежного вознаграждения работающего постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по основной профессии.
3. Порядок назначения и выплаты ежемесячного содержания устанавливается Правительством Российской Федерации по предоставлению Совета безопасности Российской Федерации.
4. Средства на обеспечение пребывающих в отставке постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.
5. На пребывающего в отставке постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации распространяются также иные положения статуса государственного чиновника высшей категории, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.
Глава III. Структура и организация деятельности Совета безопасности
Российской Федерации
Статья 22. Организационные формы деятельности Совета безопасности
1. Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы и принимает решения в пленарных заседаниях и заседаниях палат Совета безопасности Российской Федерации.
2. Совет безопасности Российской Федерации состоит из двух палат:
- по внешней безопасности;
- по внутренней безопасности.
3. Каждая из палат, включает в себя соответственно по пятнадцать постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации. Персональный состав Палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
4. В пленарных заседаниях участвуют все постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации, в заседаниях палат - постоянные члены, входящие в состав соответствующей палаты.
5. Председатель и заместители Председателя Совета безопасности Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.
6. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
7. Пленарные заседания Совета безопасности проводятся под председательством Председателя Совета безопасности Российской Федерации, или одного из его заместителей.
8. Заседания палат Совета безопасности Российской Федерации проводятся под председательством Заместителей Председателя Совета безопасности Российской Федерации.
9. Очередность исполнения Заместителями Председателя Совета безопасности полномочий председательствующего в пленарных заседаниях, при отсутствии Председателя Совета безопасности и в заседаниях палат Совета безопасности определяется Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 23. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Совета безопасности Российской Федерации
1. Совет безопасности Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Совета безопасности Российской Федерации.
2. Совет безопасности Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:
- рассматривает и утверждает ежегодные доклады по мерам внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.
- рассматривает и утверждает проекты законов для внесения Президентом в Государственную Думу Российской Федерации в области безопасности.
- рассматривает и утверждает предложения Президенту Российской Федерации по введению, продлению и отмене чрезвычайного и военного положения.
- принимает предложения по военной доктрине Российской Федерации.
- готовит и утверждает предложения для Президента Российской Федерации о назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей министерств, ведомств и служб системы безопасности Российской Федерации.
- формирует персональные составы палат Совета безопасности Российской Федерации;
- принимает Регламент Совета безопасности Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
- устанавливает очередность рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях Совета безопасности Российской Федерации, а также распределяет вопросы между палатами;
- принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации, а также досрочном освобождении от должности Генерального секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 24. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Совета безопасности Российской Федерации
1. Совет безопасности Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Совета безопасности Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему федеральному закону исключительно в пленарных заседаниях.
2. Совет безопасности Российской Федерации в заседаниях палат:
- утверждает заключения по соответствию не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации требованиям внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;
- разрабатывает предложения по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
- принимает оперативные решения по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и мерам по их ликвидации.
- одобряет предложения Правительству Российской Федерации по необходимым бюджетным ассигнованиям на цели безопасности при формировании проекта бюджета на следующий бюджетный год.
- рассматривает и утверждает проекты Указов Президента и Постановлений Правительства Российской Федерации в области безопасности.
- по жалобам на нарушение личной и общественной безопасности граждан готовит представления Президенту Российской Федерации для принятия решений об устранении указанных нарушений.
Статья 25. Председатель Совета безопасности Российской Федерации
1. Председатель Совета безопасности Российской Федерации:
- возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
- руководит подготовкой пленарных заседаний Совета безопасности Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
- вносит на обсуждение Совета безопасности Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
- представляет Совет безопасности Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями,
- выступает с заявлениями от имени Совета безопасности;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
2. Председатель Совета безопасности Российской Федерации издает приказы и распоряжения.
Статья 26. Временное исполнение обязанностей Председателя Совета безопасности Российской Федерации
1. Во всех случаях, когда Председатель Совета безопасности Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняют Заместители Председателя Совета безопасности Российской Федерации.
2. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителями Председателя Совета безопасности Российской Федерации временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к Генеральному секретарю Совета безопасности Российской Федерации, к постоянному члену, имеющему наибольший стаж работы в должности постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации, а при равном стаже - к старейшему по возрасту постоянному члену Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 27. Заместители Председателя Совета безопасности Российской Федерации
1. Заместители Председателя Совета безопасности Российской Федерации осуществляют по уполномочию Председателя Совета безопасности Российской Федерации отдельные его функции, а также выполняют свои обязанности, возложенные на них Советом безопасности Российской Федерации.
Статья 28. Генеральный секретарь Совета безопасности Российской Федерации
1. Генеральный секретарь Совета безопасности Российской Федерации:
- осуществляет непосредственное руководство аппаратом Совета безопасности Российской Федерации,
- представляет на утверждение Совета безопасности Российской Федерации кандидатуры руководителей Секретариата Совета безопасности Российской Федерации и других подразделений аппарата, иных служб Совета безопасности Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Совета безопасности Российской Федерации и штатное расписание аппарата;
- организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Совета безопасности Российской Федерации;
- доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Советом безопасности Российской Федерации, и информирует Совет безопасности Российской Федерации об их исполнении;
- организует информационное обеспечение постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 29. Порядок назначения Генерального секретаря Совета безопасности Российской Федерации
1. В пленарном заседании Совета безопасности Российской Федерации постоянные члены тайным голосованием большинством от общего числа постоянных членов избирают из своего состава в индивидуальном порядке Генерального секретаря Совета безопасности Российской Федерации, назначение которого оформляется указом Президента Российской Федерации.
2. Срок полномочий Генерального секретаря определяется сроком полномочий Совета безопасности Российской Федерации.
3. Генеральный секретарь по истечении срока его полномочий может быть назначен на новый срок.
4. Генеральный секретарь Совета безопасности Российской Федерации может по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется Указом Президента Российской Федерации.
5. По инициативе не менее пяти постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации, считающих, что Генеральный секретарь Совета безопасности Российской Федерации недобросовестно исполняет свои обязанности, либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности.
6. Вопрос о досрочном освобождении от должности решается большинством не менее двух третей от общего числа постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации тайным голосованием.
7. В случае, если должность Генерального секретаря Совета безопасности Российской Федерации окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей.
8. По истечении срока полномочий Генеральный секретарь продолжает исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.
Статья 30. Регламент Совета безопасности Российской Федерации
1. В Регламенте Совета безопасности Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона устанавливаются:
- порядок определения персонального состава палат Совета безопасности Российской Федерации;
- порядок распределения вопросов между ними;
- порядок определения очередности рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях и в заседаниях палат;
- правила процедуры и этикета в заседаниях;
- особенности делопроизводства в Совете безопасности Российской Федерации;
- требования к работникам аппарата Совета безопасности Российской Федерации;
- иные вопросы внутренней деятельности Совета безопасности Российской Федерации.
Раздел II. Общие правила производства в Совете безопасности Российской
Федерации
Глава IV. Принципы делопроизводства
Статья 31. Независимость
1. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. В своей деятельности постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
3. Решения и другие акты Совета безопасности Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации гражданскую позицию постоянных членов, свободную от политических пристрастий.
4. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Советом безопасности Российской Федерации.
5. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Совета безопасности Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Статья 32. Коллегиальность
1. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Советом безопасности Российской Федерации коллегиально.
2. Совет безопасности Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа постоянных членов, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.
3. При определении кворума не принимаются в расчет постоянные члены, отстраненные от участия в рассмотрении вопроса, и постоянные члены, полномочия которых приостановлены.
Статья 33. Гласность
1. Рассмотрение дел в заседаниях Совета безопасности Российской Федерации проводится открыто.
2. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Статья 34. Устность рассмотрения вопросов
1. Рассмотрение вопросов в заседаниях Совета безопасности Российской Федерации происходит устно.
2. В ходе рассмотрения вопросов Совет безопасности Российской Федерации заслушивает объяснения докладчиков, заключения экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
3. В заседании Совета безопасности Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления постоянным членам, либо содержание которых излагалось в заседании по данному вопросу.
Глава V. Обращение в Совет безопасности Российской Федерации
Статья 35. Поводы и основания к рассмотрению вопроса в Совете безопасности Российской Федерации
1. Поводом к рассмотрению вопроса в Совете безопасности Российской Федерации является обращение в Совет безопасности Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона.
2. Основанием к рассмотрению вопроса является обнаружившийся факт угрозы безопасности государства или общества, а так же нарушения конституционных прав граждан на безопасность вне зависимости от источника этой угрозы.
Статья 36. Общие требования к обращению
1. Обращение направляется в Совет безопасности Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
2. В обращении должны быть указаны:
- Совет безопасности Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
- наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
- необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
- характеристики источника угрозы безопасности;
- нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона, дающие право на обращение в Совет безопасности Российской Федерации;
- конкретные, указанные в настоящем Федеральном законе основания к рассмотрению обращения Советом безопасности Российской Федерации;
- позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации;
- требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Совету безопасности Российской Федерации;
- перечень прилагаемых к обращению документов.
Статья 37. Документы, прилагаемые к обращению
1. К направляемому в Совет безопасности Российской Федерации обращению прилагаются:
- текст акта, подлежащего рассмотрению на предмет заключения о соответствии требованиям безопасности;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждаются право лица выступать в Совете безопасности Российской Федерации в качестве представителя;
- перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
2. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Совета безопасности Российской Федерации, а также другие документы и материалы.
3. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Совет безопасности Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.
Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
Статья 38. Рассмотрение обращений Секретариатом Совета безопасности Российской Федерации
1. Обращения, поступающие в Совет безопасности Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
2. В случаях, если обращение:
а) явно не подведомственно Совету безопасности Российской Федерации;
б) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального закона;
в) исходит от ненадлежащего органа или лица,
Секретариат Совета безопасности Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального закона.
3. Заявитель вправе потребовать принятия Советом безопасности Российской Федерации решения по этому вопросу.
4. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пункте б) и в) части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Совет безопасности Российской Федерации.
5. В случае, если обращение явно не подведомственно Совету безопасности Российской Федерации, Секретариат Совета безопасности Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
Статья 39. Предварительное изучение обращения постоянными членами Совета безопасности Российской Федерации
1. Председатель Совета безопасности Российской Федерации в порядке, установленном Регламентом Совета безопасности Российской Федерации, поручает одному или нескольким постоянным членам предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения.
2. Предварительное изучение обращения постоянными членами является обязательной стадией производства в Совете безопасности Российской Федерации.
3. Заключение постоянного члена (постоянных членов) Совета безопасности Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 40. Принятие обращения к рассмотрению
1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Советом безопасности Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения постоянным членом (постоянными членами).
2. О принятом Советом безопасности Российской Федерации решении уведомляются заявители.
3. В случаях, не терпящих отлагательства, Совет безопасности Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия акта, процесса вступления в силу международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Советом безопасности Российской Федерации.
Статья 41. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
1. Совет безопасности Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
- рассмотрение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Совету безопасности Российской Федерации;
- обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является допустимым;
- по предмету обращения Советом безопасности Российской Федерации ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу.
Статья 42. Отзыв обращения
1. Обращение в Совет безопасности Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения вопроса в заседании Совета безопасности Российской Федерации.
2. В случае отзыва обращения рассмотрение вопроса может быть продолжено по инициативе одного из постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации.
Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения вопросов в Совете
безопасности Российской Федерации
Статья 43. Созыв заседаний
I. Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.
2. Пленарные заседания Совета безопасности Российской Федерации созываются Председателем Совета безопасности Российской Федерации, а заседания палаты - председательствующим в палате.
3. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 44. Порядок рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях и заседаниях палат
1. В пленарных заседаниях Совета безопасности Российской Федерации и заседаниях его палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов, если иное не установлено настоящим федеральным законом, или Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 45. Назначение вопросов к слушанию
1. Решение о назначении вопросов к слушанию в пленарном заседании Совета безопасности Российской Федерации, или в заседаниях палат принимается Советом безопасности Российской Федерации в пленарном заседании не позднее, чем через месяц после принятия вопросов к рассмотрению.
2. В решении указывается очередность слушания вопросов.
Статья 46. Соединение вопросов
1. Рассмотрение каждого вопроса образует предмет особого заседания.
2. Совет безопасности Российской Федерации может соединить в одном рассмотрении вопросы, касающиеся одного и того же предмета.
Статья 47. Подготовка вопросов к слушанию
1. Для подготовки вопроса к слушанию, составления проекта решения Совета безопасности Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Совет безопасности Российской Федерации назначает одного, или нескольких постоянных членов - докладчиков.
2. При изучении вопроса и подготовки вопроса к слушанию постоянный член - докладчик в соответствии с полномочиями Совета безопасности Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы.
3. Постоянный член - докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам заседания необходимых материалов.
Статья 48. Требования Совета безопасности Российской Федерации
1. Требования Совета безопасности Российской Федерации:
- о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;
- о заверении документов и текстов нормативных актов;
- о проведении проверок, исследований, экспертиз;
- об установлении определенных обстоятельств;
- о привлечении специалистов;
- о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым вопросам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.
2. Требования Совета безопасности Российской Федерации должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрению должен быть направлен Совету безопасности Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Советом безопасности Российской Федерации.
3. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Совета безопасности Российской Федерации, несут эти органы и организации.
4. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Совета безопасности Российской Федерации, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Статья 49. Рассылка материалов. Оповещение о заседании
1. Уведомление о заседании Совета безопасности Российской Федерации, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются постоянным членам и участникам заседаний не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.
Статья 50. Участники заседания
1. Участниками заседания в Совете безопасности Российской Федерации считаются:
- постоянные члены,
- заявители,
- эксперты,
- переводчики.
Статья 51. Участники и их представители
1. Участниками в заседаниях Совета безопасности являются:
- заявители - органы или лица, направившие в Совет безопасности Российской Федерации обращение;
- субъекты, издавшие либо подписавшие акт, нарушающий требования безопасности;
- субъекты, действия которых рассматриваются на предмет нарушения требований безопасности.
2. Представителями участников по должности могут выступать:
- руководитель органа, подписавший обращение в Совет безопасности Российской Федерации,
- руководитель органа, издавшего рассматриваемый акт или совершившего действия нарушающие безопасность,
- должностное лицо, подписавшее рассматриваемый акт,
- любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.
3. Представителями участников могут быть также лица, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
4. Участники обладают равными процессуальными правами.
5. Участники и их представители вправе знакомиться с материалами, связанными с вопросом, излагать свою позицию по вопросу, задавать вопросы другим участникам заседания, заявлять ходатайства.
6. Участники могут представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам заседания, знакомиться с отзывами других участников.
7. Участники или их представители обязаны явиться по вызову Совета безопасности Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы.
8. Неявка участника или его представителя в заседание Совета безопасности Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда участник ходатайствует о рассмотрении дела с его участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Статья 52. Открытые заседания
1. Заседания Совета безопасности Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Регламентом Совета безопасности или решением самого Совета безопасности.
2. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино - и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Совета безопасности Российской Федерации.
3. Председатель Совета безопасности Российской Федерации с согласия Совета безопасности Российской Федерации может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Совета безопасности Российской Федерации о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.
4. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Совету безопасности Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
5. Поддержание порядка в заседании Совета безопасности Российской Федерации возлагается на службу безопасности Президента Российской Федерации, требования которой обязательны для всех присутствующих.
6. Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала.
7. Председательствующий с согласия Совета безопасности Российской Федерации может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.
8. Совет безопасности Российской Федерации может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 53. Закрытое заседание
1. Совет безопасности Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
2. На закрытом заседании присутствуют постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации.
3. Возможность присутствия других участников заседания и сотрудников Секретариата Совета безопасности Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с постоянными членами.
4. Вопросы в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил процедуры.
Статья 54. Отстранение постоянного члена от участия в рассмотрении вопроса
1. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
- постоянный член ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта или решения, являющегося предметом рассмотрения;
- объективность постоянного члена в решении вопроса может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей.
2. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания вопроса.
3. Отстранение постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации от участия в заседании производится мотивированным решением Совета безопасности Российской Федерации, принимаемым большинством от числа присутствующих постоянных членов после заслушивания постоянного члена, вопрос об отстранении которого должен быть решен.
Статья 55. Распорядок заседания
1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Совета безопасности Российской Федерации и сообщает, какой вопрос подлежит рассмотрению.
2. Председательствующий удостоверяется в явке участников заседания, проверяет полномочия представителей.
3. В случае неявки кого-либо из участников заседания председательствующий ставит на голосование предложение о возможности рассмотрения вопроса.
4. В случае, если Совет безопасности Российской Федерации признает невозможность рассмотрения вопроса, он откладывается.
Статья 56. Председательствующий в заседании
1. Председательствующий в заседании Совета безопасности Российской Федерации руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению:
- установленного порядка рассмотрения вопросов,
- полноты и всесторонности рассмотрения;
- фиксации его хода и результатов;
- устраняет из рассмотрения все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу;
- предоставляет слово постоянным членам и другим участникам заседания;
- прерывает выступления участников заседания, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к рассмотрению;
- лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
1. Возражения кого-либо из участников заседания против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания.
3. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению участников или любого из постоянных членов пересмотрены Советом безопасности Российской Федерации в том же заседании.
Статья 57. Протоколирование
1. В заседании Совета безопасности Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Совета безопасности Российской Федерации.
2. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.
3. Протокол пленарного заседания подписывается Председателем и Генеральным секретарем Совета безопасности Российской Федерации, протокол заседания палаты - председательствующим в заседании палаты.
4. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Совета безопасности Российской Федерации и приносить на них свои замечания Иные участники заседания могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Совета безопасности Российской Федерации.
5. Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно председательствующим в заседании и постоянным членом докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме
Статья 58. Порядок рассмотрения вопросов
1. Рассмотрение по существу поставленного в заседании Совета безопасности Российской Федерации вопроса начинается с сообщения постоянного члена - докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке вопроса к рассмотрению. Постоянному члену - докладчику могут быть заданы вопросы другими постоянными членами Совета безопасности Российской Федерации.
2. По окончании выступления постоянного члена - докладчика Совет безопасности Российской Федерации заслушивает предложения участников заседания и принимает решение о порядке рассмотрения вопроса.
3. Установленный решением Совета безопасности Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Советом безопасности Российской Федерации.
4. Заявленные в ходе рассмотрения вопроса предложения постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации по порядку рассмотрения вопросов рассматриваются Советом безопасности Российской Федерации безотлагательно.
Статья 59. Отложение заседания
1. Рассмотрение вопроса может быть отложено в случае, если Совет безопасности Российской Федерации найдет вопрос:
- недостаточно подготовленным;
- нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки участника или эксперта, явка которых была признана обязательной;
а также при непредставлении необходимых материалов.
2. В этом случае Совет безопасности Российской Федерации назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по вопросу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.
Статья 60. Выступления участников
1. В соответствии с порядком, установленным Регламентом Совета безопасности Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает участникам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести аргументы в обоснование своей позиции.
2. Участники не вправе использовать свои выступления в Совете безопасности Российской Федерации для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников заседания, должностных лиц и граждан.
3. Объяснение участника выслушивается Советом безопасности Российской Федерации в полном объеме.
4. После объяснения участника ему могут быть заданы вопросы постоянными членами Совета безопасности Российской Федерации, а с разрешения Совета безопасности Российской Федерации также экспертами.
Статья 61. Заключение эксперта
1. В заседание Совета безопасности Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемой проблемы.
2. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются постоянным членом - докладчиком либо Советом безопасности Российской Федерации.
3. Эксперт перед выступлением предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
4. Эксперт вправе с разрешения Совета безопасности Российской Федерации знакомиться с материалами и задавать вопросы.
5. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 62. Показания свидетелей
1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Совета безопасности Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
2. Свидетель обязан сообщить Совету безопасности Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого вопроса, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
Статья 63. Исследование документов
1. В заседании Совета безопасности Российской Федерации по инициативе постоянных членов могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
2. Документы, исследованные Советом безопасности Российской Федерации, подлежат, по решению Совета безопасности Российской Федерации, приобщению к материалам заседания в подлинниках или в заверенных копиях.
Статья 64. Заключительные выступления участников
1. По окончании рассмотрения вопроса заслушиваются заключительные выступления участников. Совет безопасности Российской Федерации может предоставить участникам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
2. Участники в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Советом безопасности Российской Федерации.
Статья 65. Возобновление прений
1. Если после заключительных выступлений сторон Совет безопасности Российской Федерации признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса, или рассмотреть новую информацию, он выносит решение о возобновлении прений.
2. По окончании дополнительных прений участники имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и информацией.
Статья 66. Окончание прений
1. После признания Советом безопасности Российской Федерации рассмотрения вопроса завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании прений.
Статья 67. Совещание постоянных членов по принятию итогового решения
1. Итоговое решение по рассматриваемому вопросу принимается Советом безопасности Российской Федерации в закрытом совещании.
2. В совещании участвуют только постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации, рассматривающие данный вопрос.
3. В совещательном зале могут присутствовать сотрудники Совета безопасности Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
4. В ходе совещания постоянный член Совета безопасности Российской Федерации вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других постоянных членов уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
5. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими постоянными членами и не подлежит оглашению.
6. Постоянные члены и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Глава VIII. Решения Совета безопасности Российской Федерации
Статья 68. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации
1. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений.
2. Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности.
3. Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются Указами Президента Российской Федерации.
Статья 69. Виды решений
1. Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Совета безопасности Российской Федерации, является решением Совета безопасности Российской Федерации.
2. Итоговое решение Совета безопасности Российской Федерации по существу любого из вопросов перечисленных в статье 4 настоящего Федерального закона, именуется постановлением.
3. Все иные решения Совета безопасности Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления рассмотрения вопросов, именуются определениями.
4. В заседаниях Совета безопасности Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Статья 70. Принятие решения
1. Решение Совета безопасности Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса постоянных членов. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
2. Решение Совета безопасности Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании постоянных членов, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом.
3. В случае, если при принятии решения голоса разделились поровну, председательствующему предоставляется право дополнительного голоса.
4. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Статья 71. Передача вопроса палатой Совета безопасности Российской Федерации на рассмотрение в пленарном заседании
1. В случае, если большинство участвующих в заседании палаты постоянных членов склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее позиции, выраженной в ранее принятых решениях Совета безопасности Российской Федерации, вопрос передается на рассмотрение в пленарное заседание.
Статья 72. Требования, предъявляемые к решениям
1. Решения Совета безопасности Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Советом безопасности Российской Федерации.
2. Постановления и заключения Совета безопасности Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.
3. Решения Совета безопасности Российской Федерации объявляются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или решением Совета безопасности Российской Федерации.
Статья 73. Изложение решения
1. В решении Совета безопасности Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
- наименование решения, дата и место его принятия;
- персональный состав Совета безопасности Российской Федерации, принявший решение;
- формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
- нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Совет безопасности Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;
- требования, содержащиеся в обращении;
- фактические и иные обстоятельства, установленные Советом безопасности Российской Федерации;
- нормы Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других законов Российской Федерации, которыми руководствовался Совет безопасности Российской Федерации при принятии решения;
- доводы в пользу принятого Советом безопасности Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения участников;
- формулировка решения;
- указание на окончательность и обязательность решения;
- порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
2. Итоговое решение Совета безопасности Российской Федерации подписывается всеми постоянными членами, участвовавшими в голосовании.
Статья 74. Особое мнение постоянного члена
1. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации, не согласный с решением Совета безопасности Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение постоянного члена приобщается к материалам заседания и подлежит опубликованию вместе с решением Совета безопасности Российской Федерации.
2. Постоянный член Совета безопасности Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Советом безопасности Российской Федерации вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством постоянных членов. В таком случае письменное несогласие постоянного члена также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Совета безопасности Российской Федерации".
Статья 75. Объявление решения
1. Решение Совета безопасности Российской Федерации объявляется в полном объеме в открытом заседании Совета безопасности Российской Федерации немедленно после его подписания.
2. Постановления и заключения Совета безопасности Российской Федерации не позднее чем двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
- постоянным членам Совета безопасности Российской Федерации;
- Президенту Российской Федерации,
- Совету Федерации,
- Государственной Думе,
- Правительству Российской Федерации,
- Уполномоченному по правам человека,
- Верховному Суду Российской Федерации,
- Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации,
- Генеральному прокурору Российской Федерации,
- министрам и первым руководителям ведомств входящих в систему безопасности Российской Федерации.
3. Решения Совета безопасности Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
Статья 76. Опубликование решения
1. Постановления и заключения Совета безопасности Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.
2. Решения Совета безопасности Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Совета безопасности Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.
Статья 77. Юридическая сила решения
1. Решение Совета безопасности Российской Федерации окончательно, но может быть обжаловано в Конституционном Суде Российской Федерации и вступает в силу немедленно после его объявления.
2. Решение Совета безопасности Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими требованиям безопасности, утрачивают силу.
4. Признанные не соответствующими требованиям безопасности не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
5. Решения государственных органов, основанные на актах, признанных не соответствующими требованиям безопасности, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Статья 78. Сроки исполнения решения
1. Решение Совета безопасности Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Статья 79. Последствия неисполнения решения
1. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Совета безопасности Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.
Статья 80. Исправление неточностей в решении
1. Совет безопасности Российской Федерации после объявления решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.
Статья 81. Разъяснение решения
1. Решение Совета безопасности Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Советом безопасности Российской Федерации в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Совет безопасности Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.
2. Вопрос о разъяснении решения Совета безопасности Российской Федерации рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве участников по рассмотренному вопросу.
3. О разъяснении решения Совета безопасности Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.
Раздел III. Особенности рассмотрения вопросов в Совете безопасности
Российской Федерации по отдельным категориям
Глава X. Рассмотрение вопросов о не соответствии требованиям безопасности
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
Статья 82. Право на обращение в Совет безопасности Российской Федерации
1. Правом на обращение в Совет безопасности Российской Федерации с запросом о проверке на соответствие требованиям безопасности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 83. Допустимость запроса
1. Запрос о проверке не вступившего в силу международного договора Российской Федерации на соответствие требованиям безопасности допустим, если:
- упоминаемый в запросе международный договор Российской Федерации подлежит согласно Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону рассмотрению Советом безопасности Российской Федерации;
- заявитель считает не вступивший в силу международный договор Российской Федерации не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия требованиям безопасности Российской Федерации.
Статья 84. Итоговое решение по делу
1. По итогам рассмотрения дела о проверке на соответствие требованиям безопасности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации Совет безопасности Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
- о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений соответствующими требованиям безопасности;
- о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений не соответствующими требованиям безопасности.
2. С момента объявления постановления Совета безопасности Российской Федерации о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
Глава XII. Рассмотрение дел о несоответствии требованиям безопасности по
жалобам на нарушение прав на безопасность граждан
Статья 85. Право на обращение в Совет безопасности Российской Федерации
1. Правом на обращение в Совет безопасности Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение требований безопасности обладают граждане, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе, чьи права на безопасность нарушаются актом или органами государственной власти.
Статья 86. Допустимость жалобы
1. Жалоба на нарушение актами или действиями органов государственной власти прав граждан на безопасность допустима, если:
1) акт или действия государственных органов затрагивают конституционные права граждан на безопасность.
Статья 87. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
1. Совет безопасности Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение актом или действиями государственных органов прав граждан на безопасность, уведомляет об этом орган издавший акт или осуществляющий соответствующие действия. Уведомление не влечет за собой приостановления действия акта или распоряжений государственного органа.
Статья 88. Итоговое решение
1. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение актом или действиями государственных органов конституционных прав граждан на безопасность Совет безопасности Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
а) о признании акта либо отдельных его положений соответствующими требованиям безопасности;
б) о признании акта либо отдельных его положений не соответствующими требованиям безопасности.
2. В случае, если Совет безопасности Российской Федерации признал акт, действия органов государственной власти, не соответствующим требованиям безопасности, акт признается недействительным, а решение государственных органов подлежат пересмотру в обычном порядке.
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 89. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации
1. Деятельность Совета безопасности Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Совета безопасности Российской Федерации и иных подразделений.
2. Секретариат Совета безопасности Российской Федерации:
- осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Совета безопасности Российской Федерации;
- проводит прием посетителей;
- рассматривает обращения в адрес Совета безопасности Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения постоянными членами Совета безопасности Российской Федерации;
- содействует постоянным членам в подготовке докладов и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;
- изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Совета безопасности Российской Федерации.
3. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Совета безопасности Российской Федерации.
4. Совет безопасности Российской Федерации:
- в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата;
- утверждает Положение о Секретариате Совета безопасности Российской Федерации.
5. Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также условия прохождения ими службы определяются настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 90. Официальное издание Совета безопасности Российской Федерации
1. Официальным изданием Совета безопасности Российской Федерации является "Вестник Совета безопасности Российской Федерации".
Статья 91. Печать Совета безопасности Российской Федерации.
1. Совет безопасности Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Статья 92. Символы власти Совета безопасности Российской Федерации
1. На здании, занимаемом Советом безопасности Российский Федерации, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.
2. В зале заседаний Совета безопасности Российской Федерации находятся изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
3. В служебном помещении постоянного члена Совета безопасности Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.
Статья 93. Местопребывание Совета безопасности Российской Федерации
1. Местом постоянного пребывания Совета безопасности Российской Федерации является столица Российской Федерации город Москва.
2. Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Совет безопасности Российской Федерации может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.
Раздел V. Переходные положения
1. Обращения, поступившие в Совет безопасности Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются и разрешаются Советом безопасности Российской Федерации в пределах его полномочий, в соответствии с настоящим законом.
2. Полный состав Совета безопасности Российской Федерации должен быть сформирован не позднее чем через тридцать дней после вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Совет безопасности Российской Федерации после сформирования его полного состава формирует персональные составы палат Совета безопасности Российской Федерации.
4. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации, утвержденные до вступления в силу настоящего федерального закона сохраняют свои полномочия до утверждения нового состава Совета безопасности.
5. Материальные гарантии независимости Совета безопасности Российской Федерации, его постоянных членов, установленные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются.
Раздел VI. Вступление настоящего федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона статьи 13 - 19 Раздела III Закона РСФСР от 5 марта 1992 года "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 30, ст.1017).
|
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.