Проект федерального закона N 50878-3
"О государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
предложение о разработке нормативных правовых актов
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы и принципы организации государственного технического учета отдельных видов объектов градостроительной деятельности и регулирует отношения, возникающие при сборе, регистрации, обобщении и предоставлении сведений, полученных при их описании и индивидуализации. Действие настоящего Федерального Закона не распространяется на земельные участки, участки недр, леса, водные и другие объекты, учет которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами.
Статья 2. Понятие государственного технического учета объектов градостроительной деятельности, основные термины и определения
1. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности - установленная настоящим Федеральным законом система сбора, документирования, обработки, обобщения (систематизации) и хранения информации о зданиях и сооружениях всех видов и их комплексов, полученной в результате проведения их технической инвентаризации, для целей удостоверения государством факта их возникновения, существования или прекращения существования.
2. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности осуществляется путем проведения их технической инвентаризации, присвоения инвентарного и реестрового номеров, определения их инвентаризационной стоимости, внесения информации на определенную дату в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
3. Информация, внесенная в Государственный реестр объектов градостроительной деятельности, является единственным доказательством их существования в натуре.
4. Государственный технический учет объектов недвижимости, независимо от их принадлежности, осуществляется государственными специализированными организациями технической инвентаризации (унитарными предприятиями или учреждениями (службами, управлениями, бюро) по единой системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
5. Для целей настоящего Федерального закона используются основные термины и определения:
Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности - упорядоченная система записей, содержащих сведения о местоположении, назначении, принадлежности, составе, основных характеристиках объектов градостроительной деятельности, реестровых и кадастровых номерах и других показателях, позволяющих однозначно идентифицировать объект градостроительной деятельности;
здание (строение) - физически неделимый архитектурно-строительный объект, имеющий определенное функциональное назначение;
инвентарное дело - совокупность технической и правовой документации утвержденного формата, характеризующей историю возникновения и изменения объекта недвижимости, полученной по данным технического учета, подлежащая хранению с определенным инвентарным номером в архиве специализированной организации по государственному техническому учету объектов градостроительной деятельности;
объекты градостроительной деятельности - объекты, которые определены в абзаце четвертом статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (в том числе объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях);
объекты недвижимости в градостроительстве (далее - объекты недвижимости) - объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность и которые определены в абзаце первом пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации;
объект технического учета (инвентарный объект) - отдельно расположенный объект недвижимости, его часть или же комплекс объектов недвижимости, имеющих общее назначение или расположенных в границах одного земельного участка, отнесенный Федеральным законом к недвижимым вещам (за исключением земельных участков, участков недр, лесов, обособленных водных объектов);
помещение - изолированная функциональная часть здания (строения), отделенная от остальной части здания (строения) стенами без проемов либо глухими перегородками, имеющая отдельный вход;
сооружение - инженерно-строительный объект, назначением которого является выполнение определенных технических функций;
техническая инвентаризация объектов градостроительной деятельности - комплекс работ, осуществляемых с соблюдением установленных технических норм и правил, в целях установления характеристик, позволяющих однозначно выделить их среди других объектов градостроительной деятельности, и описания с указанием местоположения (адреса), наименования, принадлежности, назначения, фактического использования, состава, технического состояния, стоимостных показателей, уровня благоустройства;
техническая паспортизация объектов градостроительной деятельности - техническая инвентаризация объектов, проводимая впервые, в результате которой на каждый объект составляется технический паспорт унифицированной формы и иная стандартизированная учетно-техническая документация.
Статья 3. Законодательство о государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности
Законодательство о государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности состоит из настоящего Федерального закона. Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 4. Цели государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности осуществляется в целях:
- эффективного государственного управления, регулирования функционирования хозяйственного комплекса, эксплуатации и управления недвижимостью в Российской Федерации;
- систематизации и обновления данных о недвижимом имуществе;
- информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, прокуратуры, судов, юридических лиц и граждан;
- информационного обеспечения градостроительной деятельности, создания обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности, их территориальном распределении, для совершенствования планирования и развития территорий и поселений;
- сбора и предоставления сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета;
- подготовки необходимой информации и создания условий для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- определения стоимостных показателей недвижимого имущества для целей налогообложения.
Статья 5. Объекты градостроительной деятельности, подлежащие государственному техническому учету
Объектами градостроительной деятельности, подлежащими государственному техническому учету, являются все расположенные на территории Российской Федерации здания, сооружения всех видов и их комплексы, независимо от форм собственности, в том числе:
- объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
- самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
- объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
- бесхозяйные объекты;
- разрушенные объекты.
Статья 6. Основные принципы государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности основан на принципах достоверности, системности и непрерывности, сплошного обследования, унификации и централизации информации о них на территории Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного технического учета объектов градостроительной деятельности определяются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Статья 7. Обязательность государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
Государственному техническому учету в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат все указанные в статье 6 настоящего Федерального закона объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе:
- объекты недвижимости, учет которых не был осуществлен до введения в действие настоящего Федерального закона;
- объекты недвижимости, возникшие после введения в действие настоящего Федерального закона;
- ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых будут осуществлены реконструкция, перепланировка, капитальный ремонт, изменение состава объекта или назначения.
При производстве перепланировки, переоборудовании помещений, изменении назначения объектов, проводимых правообладателями, при переходе прав на объекты недвижимости, проведение государственного технического учета объектов градостроительной деятельности является обязательным.
Статья 8. Область применения данных государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
Данные государственного технического учета объектов градостроительной деятельности применяются при:
- ведении государственного градостроительного и земельного кадастров, осуществлении мониторинга объектов градостроительной деятельности;
- налогообложении недвижимого имущества;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- страховании недвижимого имущества;
- ведении реестра федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности;
- эксплуатации объектов или их частей, оценки их физического износа, функционального и технического состояния;
- ведении государственного статистического учета объектов градостроительной деятельности.
Статья 9. Участники отношений, возникающих при государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности
Участниками отношений, возникающих при ведении государственного технического учета объектов градостроительной деятельности, являются правообладатели, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и уполномоченные специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро) технической инвентаризации (далее - организации технической инвентаризации), с другой.
Глава II. Порядок ведения государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
Статья 10. Виды технической инвентаризации
Техническая инвентаризация подразделяется на следующие виды:
- первичную - для объектов, не завершенных строительством по истечении нормативных сроков строительства, завершенных строительством и вводимых в эксплуатацию, а также для существующих объектов, инвентаризация которых не производилась;
- плановую - проводимую не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений, и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах;
- внеплановую, производимую при изменении технических или качественных характеристик объектов учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации.
Статья 11. Постановка объектов градостроительной деятельности на государственный учет
Постановка объектов градостроительной деятельности на государственный технический учет производится в следующем порядке:
- прием документов, необходимых для проведения государственного технического учета объектов градостроительной деятельности;
- проведение технической инвентаризации объекта с изготовлением технического паспорта;
- формирование инвентарного дела;
- внесение сведений об объектах градостроительной деятельности в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
Статья 12. Учет текущих изменений объектов градостроительной деятельности
1. Объекты градостроительной деятельности, поставленные на государственный технический учет, подлежат обязательному периодическому обследованию путем проведения плановой технической инвентаризации.
Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет.
2. Изменения в границах, составе, принадлежности, технических характеристиках объектов градостроительной деятельности, выявленные в результате плановой технической инвентаризации, отражаются в техническом паспорте и Едином реестре объектов градостроительной деятельности.
3. В случае внесения собственником изменений в состав объектов недвижимости (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) объекта недвижимости, а также при переходе прав на объект внеплановое обследование (инвентаризация) объектов недвижимости проводится в обязательном порядке.
4. Паспортизация и последующая техническая инвентаризация объектов градостроительной деятельности для целей государственного технического учета проводится за счет средств их правообладателей по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Организационная структура государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
1. Федеральный орган исполнительной власти в области градостроительства.
2. Учрежденная федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства федеральная специализированная организация технической инвентаризации.
3. Уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства государственные специализированные организации технической инвентаризации субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Полномочия Российской Федерации в области государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
К полномочиям Российской Федерации в области государственного технического учета объектов градостроительной деятельности относятся:
- утверждение общероссийских нормативов и стандартов, а также порядка ведения государственного технического учета объектов градостроительной деятельности;
- ведение статистического учета и согласование форм статистического учета объектов градостроительной деятельности;
- утверждение общих правил по содержанию и ведению архивов государственных организаций технической инвентаризации субъектов Российской Федерации, порядка формирования и ведения информационных систем на территории Российской Федерации;
- координация работ по организации государственного технического учета объектов градостроительной деятельности на территории Российской Федерации, ведение реестра единых уполномоченных государственных специализированных организаций технической инвентаризации субъектов Российской Федерации;
- определение порядка создания специализированных организаций технической инвентаризации субъектов Российской Федерации и передача им полномочий на право ведения государственного технического учета объектов градостроительной деятельности.
Статья 15. Полномочия субъектов Российской Федерации в области государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области государственного технического учета объектов градостроительной деятельности относятся:
- разработка и принятие нормативных правовых актов по государственному техническому учету объектов градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
- определение дополнительного состава показателей, отражаемых в материалах технического учета объектов недвижимости;
- утверждение размеров оплаты за осуществление государственного технического учета объектов градостроительной деятельности и предоставления сведений о них.
Статья 16. Полномочия федеральной специализированной организации технической инвентаризации
К полномочиям федеральной специализированной организации технической инвентаризации относятся:
- разработка федеральных нормативных правовых, методических и инструктивных документов по вопросам государственного технического учета, ведения и использования архивов специализированных организаций технической инвентаризации;
- контроль за соблюдением осуществления по единой системе государственного технического учета на территории субъектов Российской Федерации;
- проведение государственного технического учета объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
- определение порядка обучения и повышения квалификации работников в системе государственного технического учета;
- организация подготовки и повышения квалификации специалистов в системе государственного технического учета объектов градостроительной деятельности;
- определение порядка обмена информацией с органами, ведущими градостроительный, земельный, лесной и другие государственные кадастры, а также формирующими информационные системы об объектах градостроительной деятельности;
- ведение федерального реестра архивов государственных специализированных организаций технической инвентаризации на территории Российской Федерации.
Статья 17. Полномочия специализированных государственных организаций технической инвентаризации субъектов Российской Федерации
К полномочиям специализированных организаций технической инвентаризации субъектов Российской Федерации относятся:
- организация и проведение государственного технического учета объектов градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
- ведение реестра архивов и их инвентаризация;
- создание на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений, дочерних предприятий, филиалов и представительств и осуществление контроля за их деятельностью;
- осуществление обмена информацией с органами, ведущими градостроительный, земельный, лесной и другие государственные кадастры, а также формирующими информационные системы об объектах градостроительной деятельности;
- осуществление иной деятельности в соответствии с законодательством и Уставом.
Статья 18. Права и обязанности специализированных государственных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет объектов градостроительной деятельности на территории субъектов Федерации
1. Специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро) технической инвентаризации имеют право:
- запрашивать и получать у органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для ведения государственного технического учета объектов градостроительной деятельности на безвозмездной основе;
- выявлять бесхозяйное недвижимое имущество;
- выявлять факты самовольного строительства (возведения), переоборудования, реконструкции, уничтожения, сноса объектов градостроительной деятельности;
- проводить текущее обследование объектов градостроительной деятельности в связи с изменением их состава, технического состояния, а также в связи с передачей прав на них другим лицам.
2. К обязанностям специализированных государственных унитарных предприятий или учреждений (служб, управлений, бюро) технической инвентаризации относится:
- предоставление информации об объектах градостроительной деятельности физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
предоставление в установленном порядке информации об объектах градостроительной деятельности, принятых на государственный технический учет, налоговым органам и органам статистического учета, по утвержденным формам;
- выявление бесхозяйного недвижимого имущества;
- выявление фактов самовольного строительства (возведения), переоборудования, реконструкции, уничтожения, сноса объектов градостроительной деятельности;
- предоставление необходимой информации об объектах градостроительной деятельности органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам, суду и прокуратуре в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Ответственность специализированных государственных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет объектов градостроительной деятельности на территории субъектов Федерации
Специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро) технической инвентаризации, осуществляющая государственный технический учет объектов градостроительной деятельности. несут ответственность за достоверность и своевременность предоставляемой информации об этих объектах, а также достоверность и сохранность информационной базы на объекты градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Источники средств для осуществления государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
1. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности производится и развивается за счет платы за выполненные работы по государственному техническому учету и предоставление информации об объектах градостроительной деятельности.
2. Техническая инвентаризация объектов градостроительной деятельности производится за счет средств собственников, застройщиков или владельцев вещных прав объектов градостроительной деятельности и иных источников не запрещенных законодательством.
Статья 21. Архивы специализированных государственных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет объектов градостроительной деятельности на территории субъектов Российской Федерации
1. Совокупность учетно-технических, оценочных и правоустанавливающих документов по объектам учета, сформированных в инвентарные дела, составляют архив специализированных государственных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет объектов градостроительной деятельности и подлежат вечному хранению.
2. Свод материалов государственного технического, учета объектов градостроительной деятельности, включающий дела и документы, оконченные производством и отобранные по результатам экспертизы, как имеющие научно-историческую или историко-культурную ценность, подлежит передаче в государственный архив.
3. Порядок формирования инвентарных дел в архивы государственной специализированной организации технической инвентаризации, хранения входящих в них документов и выдачи информации определяется законодательством Российской Федерации.
Глава III. Заключительные положения
Статья 22. О введении в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации с момента его официального опубликования.
Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, а по правоотношениям, возникшим до введения в действие настоящего Федерального закона, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Материалы по техническому учету объектов градостроительной деятельности, составленные организациями технической инвентаризации Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, признаются юридически значимыми.
Поручить Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Субъектам Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.