Проект федерального закона N 90023275-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" и в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации")
(во втором чтении)
Досье на проект федерального закона
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст.2871), изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, концепций социально-экономического развития Российской Федерации, среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации и индикативных планов социально-экономического развития Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
1. Государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации - научно обоснованная, сбалансированная система ожидаемых в перспективе показателей социально-экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития Российской Федерации.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - деятельность федеральных органов законодательной и исполнительной власти по разработке, утверждению и корректировке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, их использованию в управлении развитием экономики.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии федеральными органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономической политики государства.
2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, важнейших мер, направленных на их достижение и реализацию.
3. Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации - система целей, задач, показателей социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых мер по их достижению и реализации.
4. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации - система целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивается планируемыми мерами социально-экономической политики государства.
5. Государственный сектор экономики - совокупность объектов государственной собственности и следующих хозяйствующих субъектов:
государственных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий;
государственных учреждений;
акционерных обществ, в уставном капитале которых в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации находится пакет голосующих акций, превышающий 50 процентов или достаточный для принятия решений, входящих в компетенцию органов управления акционерным обществом.
Статья 2. Государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогнозы социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
2. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа итогов, проблем и возможных направлений социально-экономического развития Российской Федерации с учетом ожидаемых достижений научно-технического прогресса, тенденций изменения демографической ситуации, социальной структуры общества, внешнеполитического и внешнеэкономического положения государства, состояния экономической безопасности, обеспеченности природными ресурсами, а также угроз социально-экономическому развитию Российской Федерации.
3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по государственному сектору экономики, по межотраслевым комплексам, отраслям экономики и по субъектам Российской Федерации.
4. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов.
5. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятного воздействия на развитие экономики внутренних и внешних политических, экономических, научно-технических и других факторов, а также с учетом направлений государственной социально-экономической политики, мер государственного регулирования социально-экономических процессов и сроков их реализации.
6. Прогнозы социально-экономического развития включают научно обоснованные количественные показатели и качественные характеристики темпов и пропорций экономического развития, динамики и структуры производства и использования валового внутреннего продукта, научно-технического прогресса, сводного финансового баланса и платежного баланса, денежно-кредитной, налоговой и бюджетной систем, фондового рынка, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров (работ, услуг) по отраслям и важнейшим товарным группам, доходов населения, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры общества, развития систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
7. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается Правительством Российской Федерации с привлечением Российской академии наук и других научных организаций на двадцать лет, корректируется и продлевается на очередной период один раз в четыре года.
8. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается Правительством Российской Федерации на четыре года с погодовой разбивкой и ежегодно корректируется.
9. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается Правительством Российской Федерации на один год с поквартальной разбивкой и служит для обоснования федерального бюджета на соответствующий финансовый год, индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации и плана развития государственного или муниципального сектора экономики.
10. Прогнозы социально-экономического развития подлежат опубликованию.
11. Для разработки прогнозов социально-экономического развития и среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют в федеральные органы исполнительной власти информацию, необходимую для подготовки указанных документов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 3. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации (далее - концепция социально-экономического развития).
2. Концепция социально-экономического развития разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
3. Концепция социально-экономического развития включает анализ развития Российской Федерации за предшествующий период, характеристику состояния экономики Российской Федерации, определяет систему стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, средства и этапы достижения указанных целей и реализации указанных приоритетов, а также направления социально-экономической политики государства, в том числе научно-технической, инновационной, инвестиционной, структурной, институциональной, макроэкономической, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, денежно-кредитной, экологической, социальной, региональной государственной политики, и направления социально-экономической политики государства в отношении отраслей экономики и межотраслевых комплексов.
4. Концепция социально-экономического развития разрабатывается Правительством Российской Федерации с привлечением Российской академии наук и других научных организаций на двенадцать лет, корректируется и продлевается на очередной период один раз в четыре года.
5. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о разработке проектов долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих достижение поставленных целей и реализацию приоритетов, представляется Правительством Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации, рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По результатам рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимаются постановления.
6. Концепция социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Статья 4. Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает среднесрочную программу социально-экономического развития Российской Федерации (далее - программа социально-экономического развития) на четыре года, исходя из положений, содержащихся в концепции социально-экономического развития и прогнозах социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективы.
2. В программе социально-экономического развития отражаются:
итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предшествующий период;
цели и приоритеты социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического, внешнеэкономического развития Российской Федерации;
обобщающие показатели социально-экономического развития Российской Федерации;
макроэкономическая политика;
институциональные преобразования;
налоговая, бюджетная, валютная и денежно-кредитная политика;
научно-техническая и инновационная политика;
инвестиционная и структурная политика;
экологическая политика;
социальная политика;
региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика, в том числе политика в отношении государств-участников Содружества Независимых Государств;
политика в области развития отраслей экономики и межотраслевых комплексов;
федеральные целевые программы на среднесрочную перспективу.
3. В программу социально-экономического развития входит среднесрочная программа развития государственного сектора экономики, включающая показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, и содержащая оценку эффективности использования федеральной собственности, в том числе пакетов акций акционерных обществ, а также меры по повышению эффективности использования федеральной собственности.
4. Программа социально-экономического развития представляется Правительством Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации, рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По результатам рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимаются постановления.
5. Правительство Российской Федерации ежегодно представляет для сведения в Федеральное Собрание Российской Федерации доклад о результатах выполнения программы социально-экономического развития за предшествующий год, а также предложения о внесении изменений в программу социально-экономического развития на очередной период.
6. Программа социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Статья 5. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индикативный план) на один год, исходя из положений программы социально-экономического развития и прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную и краткосрочную перспективы.
2. Проект индикативного плана разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с проектом индикативного плана представляется оценка итогов выполнения индикативного плана за предшествующий год и предшествующий период текущего года, включающая анализ достижения поставленных целей и реализации приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации.
3. Индикативный план включает цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, показатели социально-экономического развития Российской Федерации, планируемые меры по их достижению и параметры государственного регулирования экономики.
4. Порядок разработки проекта индикативного плана определяется Правительством Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность информации о ходе разработки, принятии и реализации индикативного плана.
6. Индикативный план утверждается Правительством Российской Федерации после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
7. Индикативный план подлежит опубликованию.
Статья 6. Порядок контроля и оценки итогов выполнения индикативного плана
1. Предварительные данные об итогах выполнения индикативного плана за предшествующий год представляются Правительством Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации не позднее марта текущего года и подлежат опубликованию.
2. Уточненные данные об итогах выполнения индикативного плана за предшествующий год представляются Правительством Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом индикативного плана на очередной год.
3. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по всем показателям индикативного плана. В случае изменения состава показателей индикативного плана или методологии их расчета в течение одного года в целях обеспечения преемственности индикативных планов мониторинг осуществляется в двух вариантах - прежнем и измененном.
Статья 7. Федеральные целевые программы
1. Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
2. Перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, формирует уполномоченный орган исполнительной власти.
3. В перечне федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, указываются:
краткая характеристика каждой федеральной целевой программы, включая цели, основные этапы и сроки их выполнения;
результаты выполнения основных этапов федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой федеральной целевой программы в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ, предусмотренные в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
государственные заказчики федеральных целевых программ и их основные исполнители;
планируемые показатели выполнения федеральных целевых программ за соответствующий год.
Статья 8. План развития государственного или муниципального сектора экономики
1. План развития государственного сектора экономики включает следующие показатели функционирования и развития сектора:
получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом;
поступление в бюджетную систему доходов по акциям и паям в организациях с участием государства, доходов от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества и других доходов от использования государственной собственности;
расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
показатели деятельности хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики, в том числе объемы произведенной и реализованной продукции, экспорт и импорт товаров (работ, услуг), активы и задолженность, их структура и динамика по видам, основные фонды и оборотные средства, численность занятых граждан и фонд оплаты труда, объемы инвестиций в основной капитал за счет собственных и привлеченных средств.
2. План развития государственного сектора экономики составляется по Российской Федерации, по отраслям и по субъектам Российской Федерации.
3. В план развития государственного сектора экономики могут быть включены показатели производства в натуральном выражении по отдельным видам продукции организаций государственного сектора экономики и цены на указанную продукцию.
4. План развития государственного сектора экономики содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также предусматривает меры по повышению эффективности использования федеральной собственности.
5. План развития муниципального сектора экономики включает прогнозные показатели его развития по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.
6. Порядок разработки плана развития государственного или муниципального сектора экономики определяется Правительством Российской Федерации.
7. План развития государственного или муниципального сектора экономики подлежит опубликованию.
Статья 9. Прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития, индикативные планы и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
1. Субъекты Российской Федерации разрабатывают прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития, программы социально-экономического развития, индикативные планы, региональные и межрегиональные целевые программы, отражающие цели и приоритетные направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планируемые меры по решению важнейших региональных задач и достижению целей, установленных региональной социально-экономической политикой.
2. Правительство Российской Федерации с участием субъектов Российской Федерации:
разрабатывает методические рекомендации по прогнозированию, индикативному планированию и социально-экономическому программированию в субъектах Российской Федерации;
анализирует прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития, программы социально-экономического развития и индикативные планы, представленные субъектами Российской Федерации;
планирует меры по созданию условий для эффективного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, по преодолению диспропорций в развитии субъектов Российской Федерации, рациональному использованию природно-экономического потенциала и трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации;
разрабатывает рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации с участием субъектов Российской Федерации, Российской академии наук и других научных организаций определяет перечень субъектов Российской Федерации, в которых уровень социально-экономического развития существенно ниже среднего уровня социально-экономического развития в Российской Федерации, и представляет указанный перечень для сведения в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с индикативным планом.
Статья 10. Национальный научный совет по прогнозированию
1. В целях научного обоснования прогнозов социально-экономического развития, концепций социально-экономического развития, индикативных планов и программ социально-экономического развития создается национальный научный совет по прогнозированию с участием ведущих ученых Российской академии наук и других научных организаций.
2. К основным функциям национального научного совета по прогнозированию относятся:
совершенствование методологии социально-экономического и научно-технического прогнозирования;
подготовка предложений о развитии законодательства Российской Федерации по вопросам прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации;
проведение научной экспертизы прогнозов социально-экономического развития, концепций социально-экономического развития, программ социально-экономического развития, проектов индикативных планов и проектов федеральных целевых программ.
3. Состав национального научного совета по прогнозированию, порядок его работы и финансирования определяются Президентом Российской Федерации.".
Статья 2. Пункт 1 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339) дополнить абзацами следующего содержания:
"проектом индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;
оценкой итогов выполнения индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации за предшествующий год и предшествующий период текущего года, включая достижение поставленных целей и реализацию приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации.".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.