Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Настоящий законопроект подготовлен с целью повышения социальной защиты лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, но не имеющих государственных наград и, как следствие, не имеющих звания "Ветеран труда". Он предусматривает отнесение к ветеранам труда также лиц, имеющих общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин не зависимо от наличия у них государственных наград и без учета начала трудовой деятельности в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте.
Действующая редакция статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" способствует установлению статуса ветерана труда лицам, работавшим в 60-тые, 70-тые, 80-тые годы, когда любой работник при добросовестном отношении к труду мог быть награжден соответствующей правительственной наградой, став победителем социалистического соревнования. Кроме того, с 1974 года по 1991 год за добросовестный труд трудящихся награждали медалью "Ветеран труда" (при выработке трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет). В настоящее время ситуация изменилась. Получить государственную награду из рядовых работников могут только единицы.
Особенно в неравном положении по уровню социальной защиты в настоящее время находятся граждане, занимающие низкооплачиваемые должности (такие, как уборщица, санитарка, медсестра, воспитатель и т.д.), а также выполняющие трудовые обязанности на рабочих должностях в различных организациях (токарь, слесарь, швея, вязальщица и т. д.), труд которых не часто оценивается государственными наградами.
Поэтому предлагаем в пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" внести изменения, в соответствие с которыми ветеранами труда могут быть не только лица, награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, награжденные ведомственными знаками отличия в труде при условии наличия у них трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, но и лица, имеющие общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин без учета наличия у них государственных наград.
Это дополнение особенно актуально с учетом нынешнего низкого уровня жизни и прогрессирующего снижения средней продолжительности жизни.
Кроме того, предлагаем в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" внести еще изменение, предусматривающее присвоение звания "Ветеран труда" лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, что на 5 лет ниже возраста, предусмотренного действующей редакцией статьи 7.
По нашему мнению, лица, начавшие трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны, да еще в несовершеннолетнем возрасте, заслуживают более льготных условий для присвоения им звания "Ветеран труда", чем установлено статьей 7 Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"
По данным Госкомстата России на начало 2000 года численность населения Российской Федерации пенсионного возраста составила 30157 тыс. человек. Из них правами и льготами ветеранов труда пользовались 18842 тыс. человек (62%) - по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Количество лиц, пользующихся льготами ветеранов труда, в 2001 году составит 18543 тыс. человек (при численности населения пенсионного возраста - 29908 тыс. человек).
В связи с принятием данного законопроекта численность указанных лиц возрастет не более чем на 5000 тыс. человек (исходя из того, что не более 70% пенсионеров по старости будут иметь стаж, требуемый законопроектом, и, примерно, 50% пенсионеров по старости одновременно являются ветеранами по другим основаниям (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и др.) либо имеют государственные награды и, следовательно, уже пользуются льготами, предусмотренными Федеральным законом).
Дополнительные расходы, связанные с принятием законопроекта, составят около 8000 млн. рублей в год.
Перечень
законов и нормативных правовых актов, отмены, изменения и дополнения которых потребует принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" потребует внесения дополнений в пункт 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 39, ст.4589).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.