Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Брандиной Н.В.
Синицы А.П.
при секретаре
Синициной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-600/2019 по иску Свинцовой О. АнатО. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мончегорске Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Свинцовой О. АнатО. на
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 9 сентября 2019 г, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Свинцовой О. АнатО. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мончегорске Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию по старости - отказать".
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Свинцова О.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мончегорске Мурманской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Мончегорске (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Свинцова О.А. указала, что достигла пенсионного возраста, имеет двоих детей, необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
20 июня 2019 г. истица обратилась в УПФР в г. Мончегорске (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением пенсионного органа от 2 июля 2019 г. ей отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого возраста, необходимого в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" для назначения пенсии государственному гражданскому служащему, согласно которой страховая пенсия по старости назначается с ежегодным увеличением пенсионного возраста.
Полагала решение пенсионного органа незаконным, поскольку соблюдение условий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", дает право на назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного частями 1 и 1.1 статьи 8 данного Федерального закона, вне зависимости от замещения должности государственной гражданской службы.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа от 2 июля 2019 г, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с 20 июня 2019 г.
В судебном заседании истица Свинцова О.А. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г. Мончегорске (межрайонное) Белозерова В.А. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Свинцова О.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что поскольку установленный пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" возраст не повышен и на него не распространяются действия Приложения N 6, то не должны распространяться и действия Приложения N 5. Установленный указанной нормой права возраст 50 лет, по мнению подателя жалобы, не может быть повышен только на том основании, что лицо, претендующее на назначение пенсии, замещает должность государственной гражданской службы.
Указывает, что Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" также внесены дополнения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые непосредственно содержат указание на то, что положения Приложения N 5 учитываются при назначении пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона, на другие пункты данной нормы действие положений Приложения не распространены.
По мнению заявителя жалобы, судом не дана надлежащая правовая оценка тому, что для женщин, родивших двух детей, законодатель установилболее ранний возраст для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" по сравнению с пунктом 6 данной нормы. В противном случае она фактически лишена права на назначение пенсии по предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" основаниям.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель УПФР в г. Мончегорске (межрайонное) Белозерова В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, в необходимом объеме исследовал представленные доказательства и должным образом применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 июня 2019 г. Свинцова О.А, _ _ года рождения, обратилась в УПФР в г. Мончегорске (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Мончегорске (межрайонное) от 2 июля 2019 г. N * истице отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого возраста. Отказ пенсионного органа мотивирован тем, что согласно части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан") лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается с ежегодным увеличением пенсионного возраста. Так, в 2019 году увеличение возраста выхода на пенсию женщин, из числа государственных, муниципальных служащих составляет 18 месяцев. В случае обращения за назначением страховой пенсии по старости после прекращения работы в качестве муниципального служащего, пенсия назначается без применения части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
По представленным документам истица замещает должность, относящуюся к должностям государственной гражданской службы. По состоянию на _ _ г. возраст заявителя составил 50 лет, документально подтвержденный стаж на 31 декабря 2018 г.: страховой стаж - 26 лет 04 месяца 2 дня (календарно), 33 года 06 месяцев 24 дня (в льготном исчислении), при требуемом 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 20 лет 06 месяцев 17 дней, при требуемом 12 лет.
При определении права Свинцовой О.А. на страховую пенсию пенсионный орган исходил из того, что страховая пенсия по старости истице может быть назначена не ранее _ _ 2021 г. (_ _ 2019 г. + 18 месяцев).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению, верно пришел к выводу о том, что пенсионный орган правомерно отказал Свинцовой О.А. в назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку такое право возникнет у нее по достижении возраста 51 год 6 месяцев.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Так, пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родивших двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Вместе с тем, с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона "О страховых пенсиях", до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2017 г, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 настоящего Федерального закона плюс 18 месяцев, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2019 году.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно исходил из того, что истица, имеющая двоих детей, достаточный страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, при этом замещающая должность государственного гражданского служащего, не может претендовать на страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", без учета положений, предусмотренных Приложением N 5 к данному Закону, то есть право на назначение пенсии у нее возникнет с момента достижения возраста 50 лет + 18 месяцев.
При таком положении суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истицы о признании незаконным решения УПФР в г. Мончегорске (межрайонное) и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента достижения возраста 50 лет, как противоречащих Федеральному закону "О страховых пенсиях", поскольку на момент обращения в пенсионный орган Свинцова О.А. не достигла возраста 51 год 6 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы о дискриминационном характере части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, определяющей иные сроки назначения пенсии по сравнению с гражданами иной категории, подлежат отклонению, поскольку содержат собственную оценку заявителя приведенного выше пенсионного законодательства, правильно примененного судом при разрешении спора.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 9 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Свинцовой О. АнатО. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.