Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 30323-3 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Досье на проект федерального закона
В народнохозяйственном комплексе страны нарастает процесс морального и физического старения основных фондов.
По данным Госкомстата износ основных фондов в промышленности превысил 55 - 65 процентов. В то же время амортизационные отчисления, предназначенные для восстановления основных фондов, включаемые в себестоимость продукции, по данным Минэкономики, более чем на 50% используются исключительно на текущее потребление.
Только по народнохозяйственному комплексу Воронежской области амортизационные отчисления составили в 1998 году 3,3 млрд. руб., 1999 году - 3,5 млрд. рублей. В то же время на инвестиции за счет амортизации направлено в 1998 году - 1,4 млрд. руб., 1999 году - 2,4 млрд. руб., что составляет 42-68 процентов от общего объема амортизационного ресурса.
Современный подход к амортизационной политике предусматривает, что амортизационные отчисления как элемент затрат, формирующих себестоимость, должны резервироваться и использоваться по целевому назначению.
Однако в настоящее время амортизационные средства не резервируются на специализированных инвестиционных субсчетах, их использование не контролируется банками и не подлежит налогообложению. В целом по стране отсутствует жесткий налоговый контроль за использованием амортизационных отчислений на модернизацию и создались условия ухода от налога на прибыль в части сумм амортизационных отчислений, используемых на потребление. Назрел вопрос коренного изменения ситуации с нецелевым использованием средств амортизации. Нецелевое использование амортизации должно рассматриваться как дополнительная прибыль, скрытая от налогообложения.
В связи с этим считаем целесообразным принятие на федеральном уровне дополнения к Федеральному закону "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части увеличения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму нецелевого использования амортизационных средств.
Введение предлагаемого дополнения к Федеральному закону увеличивает налогооблагаемую базу, стимулирует направление амортизационных отчислений по прямому назначению, повышая инвестиционную активность и не влечет за собой дополнительных бюджетных расходов, поэтому финансового обоснования его эффективности не требует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.