Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации"
Полнота собираемости налогов в настоящее время стала одной из самых острых проблем, стоящих перед государством.
Несовершенство действующего законодательства способствует многим юридическим и физическим лицам различными путями уклоняться от уплаты налогов и, как показывает анализ, продолжает наблюдаться тенденция увеличения правонарушений в этой сфере.
Проверки, проводимые налоговыми органами по исполнению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" показали, что нарушения налогового законодательства по уплате подоходного налога физическими лицами в Красноярском крае носят распространенный характер. С целью уклонения от уплаты налогов, значительное число граждан осуществляют различные виды предпринимательской деятельности нелегально, без регистрации и постановки на налоговый учет. Только за 1 полугодие 1999 года налоговыми и правоохранительными органами Красноярского края выявлено около 3 тысяч граждан, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность и 552 человека, имевших доходы от сдачи в аренду жилья без уплаты налогов.
Нарушения Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" допускаются как самими гражданами-налогоплательщиками, так и предприятиями-работодателями, являющимися в соответствии со ст.24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами. Из проверенных налоговыми органами 2881 предприятий в 1576 выявлены нарушения.
Значительные доходы от незаконной предпринимательской деятельности находятся в теневом обороте, нигде не фиксируются, не облагаются налогами и причиняют ущерб экономике и бюджету.
За занятие предпринимательской деятельностью без регистрации предусмотрена уголовная ответственность по ст.171 Уголовного кодекса РФ. За 1 полугодие 1999 года правоохранительными органами Красноярского края возбуждено 83 уголовных дела по указанной статье. Статья 198 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Однако, привлечь нарушителей закона к уголовной ответственности по указанным статьям Уголовного кодекса весьма затруднительно в силу несовершенства действующего законодательства.
Как показал анализ уголовно-следственной практики, расследование уголовных дел, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью т.е. без регистрации и неуплатой налогов с доходов от такой деятельности представляет на практике определенную сложность, поскольку одним из квалифицирующих признаков по ст.171 Уголовного кодекса РФ "Незаконное предпринимательство" является определенная сумма дохода, которая должна быть не менее 200 минимальных размеров оплаты труда, и по ст.198 Уголовного кодекса РФ "Уклонение физического лица от уплаты налогов" является определенная сумма неуплаченного налога, которая также быть не менее 200 минимальных размеров оплаты труда. Поскольку лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность не ведут учета своих доходов и никакой другой документации, размеры их доходов и суммы налогов на эти доходы определить зачастую не представляется возможным. В связи с этим некоторые уголовные дела были прекращены, а по отдельным материалам отказано в возбуждении уголовного дела.
Принятие предлагаемого Федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации" позволило бы обеспечить требование законодательства об обязательной регистрации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также неотвратимость наказания за нарушения налогового законодательства.
Настоящий проект Федерального закона не требует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Губернатор Красноярского края, |
А.И.Лебедь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.