Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится также в абзаце первом статьи 28 указанного Федерального закона.
Используя эти нормы, прокуроры субъектов Российской Федерации (их заместители) по существу прекратили практику принесения протестов на противоречащие закону правовые акты субъектов Российской Федерации, обращаясь в таких случаях с соответствующими заявлениями непосредственно в суд.
Между тем согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке. То есть, по смыслу этой статьи, опротестование правовых актов должно предшествовать обращению прокурора (его заместителя) с соответствующими заявлениями в суд.
Тем самым нормы статей 23, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вступили между собой в определенное противоречие.
Помимо того, непосредственное обращение прокурора (его заместителя) с заявлениями в суд о признании правовых актов недействующими без предварительного принесения протеста во многих случаях заканчивается прекращением производства по делу вследствие того, что соответствующий орган или должностное лицо до вынесения судебного решения по существу соглашается с доводами прокурора (его заместителя) и вносит необходимые поправки в правовой акт, противоречащий законодательству.
В Алтайском крае, в частности, в течение 2000 года прокурор края направил в Алтайский краевой суд 20 заявлений о признании недействующими норм правовых актов, принятых Алтайским краевым Советом народных депутатов. В 8 случаях при этом краевой Совет признал правоту прокурора, внес изменения и дополнения в соответствующие правовые акты до вынесения судом решений по существу и судебные дела были производством прекращены за отсутствием предмета спора. Во всех этих 8 случаях прокурор края протесты на правовые акты не приносил, а обращался с заявлениями непосредственно в суд. В течение января 2001 года прокурор края направил в Алтайский краевой суд 5 заявлений, в трех случаях при этом дела производством были так же прекращены за отсутствием предмета спора.
По имеющимся сведениям, аналогичное положение складывается и в иных субъектах Российской Федерации.
Таким образом, практика обращения прокурора (его заместителя) в суд о признании недействующими правовых актов субъектов Российской Федерации без предварительного принесения протеста:
1. Противоречит пункту 1 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
2. Принижает роль и значение законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые так же заинтересованы в совершенствовании региональной правовой базы, ее соответствии федеральному законодательству и способны устранить имеющиеся противоречия в принятых ими правовых актах без вовлечения в этот процесс судебных органов.
3. Влечет неоправданные затраты сил и времени судов, рассматривающих соответствующие судебные дела по заявлениям прокурора (его заместителя) о признании недействующими правовых актов.
4. Отвлекает без нужды работников законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для участия в судебных заседаниях.
Представляется, что предлагаемые поправки в случае их внесения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" позволят решить возникшую проблему.
Справка
о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений и дополнений в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" внесения изменений и дополнении в иные федеральные законы не потребует.
Справка
о необходимости расходов, связанных с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и покрываемых за счет федерального бюджета
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.
Председатель Алтайского |
А.Г.Назарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.