Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества "
Представляемый законопроект подготовлен в целях реализации новых подходов к приватизации государственного имущества, определенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации, одобренной Правительством Российской Федерации, и с учетом практического применения законодательства о приватизации в Российской Федерации за десятилетний период.
В настоящее время законодательство о приватизации предполагает наличие двух законов - закона о приватизации и закона о Государственной программе приватизации. Фактически они регулируют одни и те же отношения, что ведет к возникновению многочисленных противоречий и коллизий. Устранение этой двойственности является также одной из основных предпосылок к принятию нового закона.
Основным принципом, заложенным в предлагаемый законопроект, является открытость и прозрачность приватизационных процедур, конечная цель которых - создание эффективных частных собственников, пополнение федерального бюджета и эффективное управление имуществом, которое государство сохраняет в целях соблюдения своих стратегических интересов.
Законопроект вводит системность в процесс приватизации государственного имущества. Правительство Российской Федерации ежегодно на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных физических и юридических лиц утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на очередной год, в соответствии с которым принимаются решения о его приватизации. Указанный прогнозный план (программа) в составе документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной год представляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. По окончании года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества.
Кроме того, в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления ежегодно представляют в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации информацию о ходе приватизации государственного и муниципального имущества.
Законопроект позволяет уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации. Для определения способа приватизации установлены критерии отнесения имущества на две категории.
К первой категории отнесены имущественные комплексы унитарных предприятий и акции открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также отвечающие иным критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Иное имущество отнесено ко второй категории.
Приватизация имущества, отнесенного к первой категории, осуществляется исключительно:
- на аукционе;
- на специализированном аукционе;
- путем продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ за пределами Российской Федерации.
Имущество, отнесенное ко второй категории, помимо вышеуказанных способов может быть приватизировано на конкурсе, путем продажи на бирже, путем публичного предложения, путем продажи имущества по результатам доверительного управления и другими способами. Использование названных способов допускается только в случаях признания несостоявшимися аукционов (специализированных аукционов).
Законопроект существенно расширяет инструментарий приватизации. Очевидно, что способы продажи, пригодные для промышленных гигантов, привлекательных для покупателей, мало подходят для средних предприятий с устаревшим производством и отягощенных долгами, в результате чего их реальная стоимость может быть не только нулевой, но и отрицательной. На основе анализа международного опыта приватизации в проект включены новые либо сохранены ранее использовавшиеся способы приватизации.
Предложенный законопроектом новый инструментарий впервые (после периода массовой малой приватизации) предоставляет шанс поучаствовать в приватизации таких объектов среднему и малому бизнесу, частным лицам, предоставляет возможность гражданам, не имеющим большого "начального капитала", стать собственниками предприятий.
Законопроект создает предпосылки для привлечения к управлению государственными пакетами акций профессиональных (доверительных) управляющих.
В проекте в интересах государства урегулирован вопрос определения минимальной цены, ниже которой отчуждение имущества не может быть произведено (нормативная цена), а также начальной цены государственного и муниципального имущества при продаже на торгах устанавливаемой на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости имущества.
Впервые предложено законодательно урегулировать вопрос об одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе имущественных комплексов таких предприятий. Земельные участки должны включаться в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене. Это будет способствовать созданию единых объектов недвижимости.
Также в законопроекте определен порядок учета исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при приватизации, которые могут быть включены в состав имущественного комплекса предприятия, владеющего ими, для целей приватизации. При этом законодательством могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия и передаваемых покупателям имущества в пользование по лицензионному договору.
Законопроект предусматривает, что в отдельных случаях, когда государство не обеспечивает надлежащее сохранение объектов культурного наследия, допускается их приватизация при условии обязательного подписания лицом, приобретающим такой объект, обязательства об охране и использовании памятника истории и культуры. Охранное обязательство включает требования по содержанию объекта историко-культурного наследия и другие условия, установленные Правительством Российской Федерации.
Проектом установлено, что изъятия и ограничения для отдельных категорий приобретателей (в т.ч. для иностранных инвесторов) могут устанавливаться исключительно федеральными законами.
В связи с наличием в российском законодательстве большого количества устаревших, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, законопроектом предусмотрены развернутые переходные положения.
Принятие и реализация законопроекта не потребует затрат из бюджетов всех уровней.
В целом принятие нового закона позволит окончательно определить место приватизации государственного и муниципального имущества как одного из элементов управления этим имуществом, ввести его в единое поле законодательства Российской Федерации, привести этот процесс в соответствие с международными стандартами.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в случае
принятия Федерального закона "О приватизации государственного и
муниципального имущества"
В случае принятия Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не требуется признание утратившими силу, принятие, приостановление, изменение или дополнение актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.