Пояснительная записка к проектам федеральных законов
"О государственной регистрации юридических лиц", "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"
Существующая процедура регистрации сложна и запутана, препятствует быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивает интересы развития рынка. Причинами этого являются:
1. Отсутствие единой системы законодательства, определяющего порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, единого государственного реестра, а также закрытость информации, включенной в государственный реестр, для субъектов рынка.
2. Отсутствие единого государственного реестра.
3. Множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц.
4. Отсутствие единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации, почтовом адресе.
5. Отсутствие четкого перечня конкретных оснований отказа в регистрации.
6. Отсутствие нормативного регулирования последствий признания регистрации недействительной.
7. Отсутствие единого подхода к вопросам платы за услуги по регистрации.
8. Основной массив актов, регулирующих процедуру регистрации, был принят до вступления в силу главы 4 Гражданского кодекса.
Проект федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" основан на принципе единообразия и идее "одного окна". В законопроекте предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
В подготовленном проекте закона отражены цели государственной регистрации, определен подход к:
- ведению единого государственного реестра юридических лиц. Проект закона определяет, что в стране ведется Единый государственный реестр юридических лиц (Статья 4). Реестр включает в себя сведения, касающиеся всех юридических лиц, независимо от места их регистрации и сферы деятельности;
- установлению порядка регистрации,
- установлению перечня документов, предъявляемых при регистрации.
Проект закона упрощает процедуру представления документов по сравнению с существующей на данный момент, поскольку допускается как представление документов непосредственно заявителем, так и направление их по почте. При этом определяются процедурные моменты, связанные с определением даты представления документов, выдачи расписки в их получении. Проектом не допускается возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных настоящим законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов;
- определению сроков и места регистрации. В соответствии с проектом закона срок регистрации не должен превышать 5 дней. При этом допускается возможность установления сокращенных сроков;
- определению оснований отказа в регистрации и характера ответственности за нарушение порядка регистрации.
Проект закона направлен на упрощение регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган. При этом сама концепция упрощения процедуры регистрации сформулирована в проекте закона таким образом, что регистрирующие органы информируют иные органы и организации не только о факте регистрации юридического лица, но и обо всех изменениях сведений, которые содержатся в реестре относительно данного юридического лица.
Принятие настоящего Закона потребует изменения всей существующей системы регистрации юридических лиц. На настоящий момент не существует ни единой системы регистрирующих органов, ни Единого государственного реестра, в котором содержатся сведения обо всех юридических лицах на территории страны. Поэтому в проекте закона необходимы нормы, предусматривающие соответствующие организационные меры по реализации Закона.
Упрощение процедуры регистрации должно быть сбалансировано усилением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за непредставление, либо несвоевременное представление, либо представление ложных сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности и актуальности сведений Единого государственного реестра юридических лиц - с одной стороны, и защиты от неправомерного отказа в регистрации - с другой стороны. Данные нормы предусмотрены в проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование к проектам федеральных законов
"О государственной регистрации юридических лиц", "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" направлен на решение процедурных вопросов проведения регистрации юридических лиц и не определяет систему регистрирующих органов.
В соответствии с пунктом 2 законопроекта система регистрирующих органов и их компетенция определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным введение в действие законов в действие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.