Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Представляемый законопроект направлен на устранение существующих противоречий в области регулирования процессов приватизации. Законопроект определяет принципы, приоритеты и порядок приватизации, а также особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Основной принцип, заложенный в законопроект, состоит в открытости и прозрачности приватизационных процедур, цель которых - создание благоприятного инвестиционного климата.
Законопроектом установлен порядок приватизации, позволяющий гражданам и юридическим лицам быть инициаторами процессов приватизации через систему подачи заявок. Это однако не отменяет возможности Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти быть инициировать процесс приватизации.
Законопроект определяет компетенцию органов, участвующих в приватизации. При этом к компетенции Правительства Российской Федерации относится утверждение перечня видов имущества, приватизация которого ограничивается, и перечня стратегических акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. Законопроект устанавливает, что перечень крупных и социально значимых акционерных обществ, акции которых планируются к продаже, направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.
Законопроектом определены способы приватизации, которые, в основном, предполагают открытость и конкурентность при продаже государственного имущества. Законопроект сохраняет льготную продажу акций для работников приватизируемого государственного и муниципального унитарного предприятия. Однако эти льготы предоставляются в том случае, когда решение о приватизации принимается по инициативе самого предприятия. Законопроектом введены новые способы приватизации, отсутствующие в действующем законе: продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества путем публичного предложения, продажа государственного или муниципального имущества по результатам проведения переговоров с потенциальными покупателями. Последний способ применяется только в случае продажи крупнейших объектов, когда перечень претендентов ограничен естественным образом, в силу отсутствия у других компаний объема необходимых финансовых средств. Два других способа направлены на расширение возможностей продажи государственного и муниципального имущества, они позволяют избежать срывов продаж из-за неявки претендентов. В главе 3 законопроекта дается подробное определение каждого способа приватизации.
Законопроект в соответствии с законодательством об оценочной деятельности устанавливает необходимость привлечения независимого оценщика при определении начальной цены государственного и муниципального имущества. Исключение из этого правила сделано только для случаев расчета уставного капитала открытого акционерного общества, создаваемого при приватизации государственного и муниципального унитарного предприятия.
В главе 4 законопроекта указаны особенности приватизации отдельных видов имущества: предприятий как имущественных комплексов, земельных участков, занятых объектами недвижимости, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. При этом в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также для объектов культурного наследия установлены ограничения на приватизацию, связанные со специфическими условиями использования этих объектов.
Законопроектом определен порядок заключения договоров купли-продажи государственного и муниципального имущества, а также установлено, что законным средством платежа при приватизации государственного и муниципального имущества является валюта Российской Федерации.
Глава 6 законопроекта определяет особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий. К таким особенностям, прежде всего, относится специальное право на участие в управлении акционерным обществом ("золотая акция"). Законопроект предусматривает возможность использования специального права ("золотой акции") по решению Правительства Российской Федерации. Законопроект определяет полномочия представителей Российской Федерации в открытых акционерных обществах.
Заключительная глава законопроекта (переходные положения) введена с целью сохранение преемственности законодательства о приватизации, соблюдении прав граждан в отношении тех объектов, решения о приватизации которых принимались по ранее действовавшим нормативным правовым документам.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
В случае принятия Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" будут признаны утратившими силу:
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3595);
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации , 1999, N 26, ст.3173);
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 109-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3332).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.