Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Наркотическая ситуация в стране в последние годы характеризуется резким увеличением немедицинского употребления наркотиков и неуклонным ростом их незаконного распространения. Число выявленных преступлений этого вида за последние 10 лет возросло в 15 раз, а объем изымаемых наркотиков - в 30 раз. Количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, превысило 2 млн.человек.
Наркобизнесом занимаются глубоко законспирированные межрегиональные и международные преступные группы. Расширяются масштабы контрабанды наркотиков в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья, растет их производство и сбыт, все чаще отмечаются попытки отмывания огромных прибылей дельцов наркобизнеса в легальных коммерческих структурах.
Значительное увеличение незаконного оборота наркотиков, создание и функционирование на территории России организованных преступных групп, существенное изменение структуры преступности, видов и способов совершения преступлений, связанных с наркотиками, свидетельствуют о том, что применяемые меры противодействия являются недостаточно результативными. Одной из основных причин такого положения следует признать несовершенство уголовного законодательства.
За более чем четырехлетнюю практику применения Уголовного кодекса Российской Федерации отчетливо проявились отдельные его недостатки, которые создают препятствия для проведения государственной политики, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков. Выявилась юридическая несостоятельность некоторых формулировок составов преступлений, несоответствие санкций характеру и степени общественной опасности преступных посягательств, что отрицательно влияет на правоприменительную практику и наркоситуацию в стране.
Прежде всего, это относится к части первой статьи 228 УК, в которой в отличие от Уголовного кодекса РСФСР в качестве обязательного условия для признания приобретения или хранения наркотиков преступлением является их "крупный размер". Это нововведение породило несколько серьезных проблем, которые могут быть устранены только путем внесения изменения в Уголовный кодекс. Суть их сводится к тому, что одинаковое деяние (приобретение или хранение наркотиков) может быть на основании субъективного усмотрения признано в одном случае преступлением, а в другом - административным правонарушением. Это противоречит всем канонам юриспруденции и создает условия для злоупотреблений со стороны сотрудников правоприменительных органов и судей, поскольку различие между крупным и не крупным размерами по целому ряду наркотиков заключается в сотых или тысячных долях грамма.
Наличие "крупного размера" в части первой делает малопонятной для практиков всю статью 228 УК, так как в части третьей этой же статьи также присутствует крупный размер, но уже в качестве квалифицирующего признака, что не имеет аналогов ни в одной статье Уголовного кодекса.
Поскольку сбыт является одним из самых опасных деяний в незаконном обороте наркотиков, без которого наркобизнес становится проблематичным, предлагается именно на этом участке усилить противодействие государства и общества, выделив его в самостоятельную правовую норму и предусмотрев повышенную ответственность. Развитие наркоситуации в стране ставит общество перед необходимостью отказаться от излишне либерального подхода к законодательству об ответственности за незаконный сбыт наркотиков.
Настоящий проект федерального закона устанавливает более дифференцированную уголовную ответственность, с одной стороны, за организацию и финансирование незаконного производства и сбыт наркотиков, а с другой - за незаконные действия с наркотиками с целью их личного потребления.
При подготовке законопроекта признано целесообразным отказаться от безоглядного популистского решения о сокращении сферы применения исключительной меры наказания - смертной казни. С учетом чрезвычайно высокой общественной опасности наркобизнеса, следствием которой является подрыв генофонда нации, экономических и моральных устоев общества, гибель большого числа людей, автор законопроекта стоит на позиции необходимости включения смертной казни в санкцию особо квалифицированного состава этого преступления. Учитывая корыстную направленность наркопреступности, при формулировании санкций акцент также сделан на такие виды наказаний как штраф и конфискация имущества.
Предлагаемый законопроект актуальный, соответствует требованиям Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятой в июле 1993 года, и рекомендациям Организации Объединенных Наций в этой сфере деятельности.
Представляется, что принятие данного законопроекта позволит стимулировать более жесткую борьбу правоохранительных органов с распространением наркотиков и повысить эффективность их деятельности в этой сфере.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также внесения изменений в действующее законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.