Проект федерального закона N 69471-3
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственного контроля (надзора).
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
Глава 2. Порядок проведения контрольных мероприятий (ст.ст. 8 -13)
Глава 3. Права юридических лиц (индивидуальных (ст.ст. 14-20)
предпринимателей) при проведении
государственного контроля (надзора) и их защита
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами государственной власти, их структурными подразделениями и подведомственными государственными учреждениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) законодательством Российской Федерации (далее именуются - органы государственного контроля (надзора).
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к контрольным мероприятиям, не требующим взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и не возлагающим на них обязанностей по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также контрольным мероприятиям, проводимым в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по их инициативе.
3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением:
налогового контроля;
валютного контроля;
финансового контроля;
банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью на финансовом рынке;
транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);
государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территории указанных портов;
таможенного контроля;
иммиграционного контроля;
лицензионного контроля;
государственного метрологического контроля (надзора);
контроля безопасности при использовании атомной энергии;
санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
контроля за объектами, признаваемыми опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также за особо важными и режимными объектами, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.
4. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
режимы, порядок проведения и оформления контрольных мероприятий, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
дополнительные меры по защите прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора) и ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение этих прав и интересов.
5. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона:
под государственным контролем (надзором) понимается осуществление проверки соблюдения юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) обязательных требований, установленных федеральными законами или в установленном ими порядке;
под организацией саморегулирования понимается некоммерческая организация (ассоциация или союз), созданная путем объединения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами организации саморегулирования.
Статья 3. Порядок установления организационной структуры, функций, полномочий и порядка деятельности органов государственного контроля (надзора)
Организационная структура, функции, полномочия и порядок деятельности органов государственного контроля (надзора) устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 4. Принципы защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей)
Основными принципами защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора) являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
соблюдение законодательства Российской Федерации;
осуществление государственного контроля (надзора) государственными служащими либо должностными лицами государственных органов и государственных учреждений, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) законодательством Российской Федерации;
установление требований, обязательных для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении ими деятельности, федеральными законами или в установленном ими порядке;
открытость и доступность для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
непрерывность и оперативность проведения контрольного мероприятия, то есть полное и максимально быстрое осуществление его в течение установленного срока без необоснованных продолжительных перерывов;
соответствие предмета проводимого контрольного мероприятия компетенции органа государственного контроля (надзора);
презумпция добросовестности юридического лица (индивидуального предпринимателя), то есть юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не признается нарушившим обязательные требования, если не установлено иное;
признание недействительными полностью или частично решений органов государственного контроля (надзора), принятых при проведении контрольных мероприятий (в том числе предписаний, решений о переводе на усиленный режим контроля), а также нормативных актов, не соответствующих законам или иным нормативным правовым актам;
возможность обжалования действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения контрольных мероприятий, установленный настоящим Федеральным законом, иными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
недопустимость взимания с юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) платы за проведение контрольных мероприятий органами государственного контроля (надзора), за исключением случаев возмещения их расходов на проведение испытаний, измерений, экспертиз, в ходе которых обнаружены нарушения обязательных требований;
недопустимость получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, поступающих в соответствующие бюджеты в результате проведения контрольных мероприятий;
ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);
учет контрольных мероприятий, проводимых органами государственного контроля (надзора).
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора)
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) относятся:
разработка и реализация единой государственной политики при проведении государственного контроля (надзора) в Российской Федерации;
обеспечение защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора);
определение специально уполномоченных федеральных органов государственного контроля (надзора) и установление их компетенции;
организация осуществления государственного контроля (надзора);
координация деятельности органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации;
установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный контроль (надзор);
обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации;
осуществление других полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) относятся:
реализация единой государственной политики и федерального законодательства по защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
организация государственного контроля (надзора) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
координация деятельности органов государственного контроля (надзора) на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области осуществления государственного контроля (надзора)
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в области осуществления государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Порядок проведения контрольных мероприятий
Статья 8. Порядок проведения контрольных мероприятий
1. Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать одного месяца.
В исключительных случаях руководитель органа государственного контроля (надзора) может установить более продолжительный срок проведения контрольного мероприятия, но не более двух месяцев.
На основании мотивированного предложения лица, осуществляющего контрольное мероприятие, руководителем органа государственного контроля (надзора) срок его проведения может быть продлен, но не более, чем на один месяц.
2. Решение о проведении контрольного мероприятия принимается руководителем органа государственного контроля (надзора).
В документе о принятом решении указывается:
номер и дата принятия решения;
наименование органа государственного контроля (надзора);
ссылка на правовые основания проведения контрольного мероприятия;
цели, предмет и объем проводимого контрольного мероприятия;
фамилия, имя, отчество лица (лиц), уполномоченного на проведение контрольного мероприятия;
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) и его государственный регистрационный номер;
дата начала и окончания контрольного мероприятия.
Документ о проведении контрольного мероприятия удостоверяется печатью органа государственного контроля (надзора). Подлинник документа либо его заверенная копия представляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю). К проведению контрольного мероприятия могут быть допущены только те лица, которые указаны в документе.
3. Орган государственного контроля (надзора) вправе требовать представления документов, относящихся к предмету контрольного мероприятия. Лицу, уполномоченному на проведение контрольного мероприятия, должна быть предоставлена возможность ознакомления с подлинниками указанных документов и при необходимости их копирования.
4. Порядок проведения отдельных контрольных мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральными законами.
Статья 9. Режимы государственного контроля (надзора)
1. Органы государственного контроля (надзора) вправе проводить контрольные мероприятия в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) не более одного раза в два года за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
2. При обнаружении в ходе контрольного мероприятия нарушений обязательных требований юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подлежит внеочередному контролю, предметом которого является исполнение предписания об устранении в технологически обоснованные сроки выявленных нарушений .
В случае неисполнения предписания органа государственного контроля (надзора) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) переводится на усиленный режим государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение внеплановых контрольных мероприятий.
3. Перевод на усиленный режим государственного контроля (надзора) производится на 6 месяцев на основании решения органа государственного контроля (надзора). Указанное решение вручается заинтересованному юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю).
Если органы государственного контроля (надзора) не выявили нарушений обязательных требований в ходе проведения внеплановых контрольных мероприятий, усиленный режим государственного контроля (надзора) подлежит прекращению по истечении указанного срока. Продление усиленного режима контроля допускается только в случае выявления нарушений и производится на срок до 6 месяцев.
4. Внеочередные контрольные мероприятия могут проводиться в случае обнаружения нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований, которые повлекли или могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу.
Контрольные мероприятия в этом случае могут проводиться по мотивированному решению вышестоящего органа государственного контроля (надзора), в том числе и в отношении иных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), использующих соответствующие однородные товары и (или) объекты на определенной территории.
5. Внеочередные контрольные мероприятия могут также проводиться по заявлениям юридических или физических лиц, публикациям в средствах массовой информации о нарушении юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) их прав и законных интересов, а также при наличии иной документированной информации и (или) вещественных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения.
Заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия.
6. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) - члены организации саморегулирования, солидарно несущие субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный ее членами вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, переводятся на облегченный режим государственного контроля (надзора), предусматривающий выборочный государственный контроль (надзор) в отношении членов организации саморегулирования в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Облегченный режим государственного контроля (надзора) действует только в сферах, совпадающих со сферой профессиональной деятельности организации саморегулирования.
Выборочный государственный контроль (надзор) проводится не чаще одного раза в два года и охватывает не менее 2 членов организации саморегулирования, но не более 10 процентов от их общего числа.
7. Перевод на облегченный режим государственного контроля (надзора) осуществляется органом государственного контроля (надзора) по обращению организации саморегулирования и на основании документов, подтверждающих членство в организации саморегулирования, а также документов, подтверждающих солидарную субсидиарную ответственность членов организации саморегулирования за ущерб, причиненный ее членами вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования.
Основаниями для отказа в переводе на облегченный режим государственного контроля (надзора) могут быть нахождение одного или нескольких членов саморегулируемой организации в момент обращения на усиленном режиме государственного контроля (надзора), неисполнение в установленный срок предписаний органа государственного контроля (надзора). Отказ допускается на основании решения органа государственного контроля (надзора), которое может быть обжаловано в установленном порядке юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в отношении которого оно вынесено, и (или) саморегулируемой организацией.
В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований при проведении выборочного государственного контроля (надзора) орган государственного контроля (надзора) обязан сообщить о выявленных нарушениях саморегулируемой организации.
Если нарушения обнаружены более чем в 20 процентах от числа членов саморегулируемой организации, в отношении которых проводится выборочный государственный контроль (надзор), орган государственного контроля (надзора) может проводить внеочередные контрольные мероприятия в отношении любых членов саморегулируемой организации и отменяет облегченный режим государственного контроля (надзора).
8. Решение органа государственного контроля (надзора) о переводе юридического лица (индивидуального предпринимателя) на усиленный режим государственного контроля (надзора), об отказе в переводе на льготный режим или об отмене облегченного режима государственного контроля (надзора) должно содержать сведения об обстоятельствах, послуживших основанием для изменения режима государственного контроля (надзора), и указание на обязательные требования, нарушенные юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).
Статья 10. Ограничения при проведении государственного контроля (надзора)
1. Органы государственного контроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий не вправе требовать представления документов, не относящихся к предмету контроля и не являющихся объектом контрольного мероприятия.
2. Органы государственного контроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий вправе отбирать образцы (пробы), относящиеся к предмету государственного контроля (надзора) в количестве, минимально необходимом для проведения контрольного мероприятия.
3. Органы государственного контроля (надзора) не вправе распространять информацию, составляющую государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную ими в результате проведения контрольных мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Порядок оформления контрольного мероприятия
1. Результаты контрольного мероприятия оформляются актом установленной формы.
Акт составляется в двух экземплярах и является документом строгой отчетности.
В акте указываются:
наименование органа государственного контроля (надзора);
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
дата, время и место проведения контрольного мероприятия;
фамилия, имя, отчество, номер служебного удостоверения и должность лица (лиц), осуществляющего контрольное мероприятие;
дата и номер документа, на основании которого проведено контрольное мероприятие;
сведения о результатах контрольного мероприятия, выявленных нарушениях, их характере, лицах, ответственных за совершение этих нарушений;
предписания по устранению выявленных нарушений и срок их устранения;
дата, время и место составления акта, а также подпись лица (лиц), осуществляющего контрольное мероприятие.
2. Один экземпляр акта вручается юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
3. В случае выявления административного правонарушения составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Результаты контрольного мероприятия, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных нормативными правовыми актами о защите государственной тайны.
5. Для учета контрольных мероприятий юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ведется журнал учета контрольных мероприятий.
В журнале учета контрольных мероприятий органом государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном контрольном мероприятии, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате начала и окончания проведения контрольного мероприятия, основании и предмете контрольного мероприятия, а также должность, фамилию, имя и отчество лица (лиц), осуществляющего контрольное мероприятие и его (их) подпись.
Журнал учета контрольных мероприятий должен быть прошит и удостоверен печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В случае отсутствия журнала учета контрольных мероприятий в акте, составляемом по результатам проведенного контрольного мероприятия, делается соответствующая запись.
Статья 12. Меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольного мероприятия
1. При обнаружении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) законодательства Российской Федерации органы государственного контроля (надзора) в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Если при проведении контрольного мероприятия будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товаров с рынка.
Статья 13. Ответственность органов государственного контроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий
1. Органы государственного контроля (надзора) в случае совершения противоправных действий, в том числе превышения компетенции (должностных полномочий), а также в случае противоправного бездействия несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), права и законные интересы которого нарушены.
2. Основанием для привлечения органа государственного контроля (надзора) к ответственности является;
совершение действий, которые не отнесены к их полномочиям или относятся к полномочиям другого органа государственного контроля (надзора);
совершение действий при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
совершение других действий, нарушающих законодательство Российской Федерации.
3. Нарушением прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) во всяком случае признается:
незаконное приостановление (полное или частичное) органом государственного контроля (надзора) деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя);
причинение юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) вреда вследствие неправомерных действий органа государственного контроля (надзора).
4. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) неправомерным действием органа государственного контроля (надзора), могут учитываться расходы юридического лица (индивидуального предпринимателя), относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи (экспертиза товаров, документов и т.п.).
Глава 3. Права юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора) и их защита
Статья 14. Права юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении контрольных мероприятий
При проведении органами государственного контроля (надзора) контрольных мероприятий представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели и (или) их представители имеют право:
участвовать в проведении контрольных мероприятий, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
направлять своих представителей для присутствия при проведении контрольных мероприятий;
знакомиться с результатами проведенных контрольных мероприятий и указывать в актах о своем ознакомлении с ними, согласии или несогласии с результатами проведенных контрольных мероприятий, а также отдельными действиями органов государственного контроля (надзора);
обжаловать действия органов государственного контроля (надзора).
Статья 15. Право на информацию
1. Орган государственного контроля (надзора) обязан предоставить юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) информацию:
об основаниях для проведения контрольного мероприятия, установленных законодательством Российской Федерации;
о полномочиях органов государственного контроля (надзора) при проведении контрольного мероприятия;
о предмете контрольного мероприятия.
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация должна быть доведена до сведения юридического лица (индивидуального предпринимателя) до начала проведения контрольных мероприятий, за исключением случаев, когда у органа государственного контроля (надзора) имеются достаточные основания полагать, что предоставление указанной информации до начала проведения контрольных мероприятий может повлиять на их результаты.
Статья 16. Право присутствовать при проведении контрольных мероприятий
1. Представители юридического лица, индивидуальный предприниматель или его представители вправе присутствовать при проведении контрольных мероприятий.
2. Орган государственного контроля (надзора) не вправе препятствовать представителям юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) присутствовать при проведении контрольных мероприятий.
Статья 17. Защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора)
1. Защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке.
2. Заявления об обжаловании действий органов государственного контроля (надзора) подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3. Орган государственного контроля (надзора), действия которого обжалуются, обязан доказать правомерность своих действий.
4. При установлении в действиях органов государственного контроля (надзора) нарушений законодательства Российской Федерации лица, виновные в совершении таких нарушений, подлежат ответственности в установленном законом порядке.
5. Акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в установленном законом порядке.
Статья 18. Общественная защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора)
Организации независимо от организационно-правовой формы в соответствии со своей уставной деятельностью имеют право осуществлять представительство и защиту прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, необоснованно препятствующие проведению контрольных мероприятий либо не исполняющие в установленный срок предписания органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты, действующие в сфере регулирования настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с ним в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.