Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора)"
В настоящее время серьезной проблемой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является большое количество проверок их деятельности, осуществляемое многочисленными государственными контрольными органами.
Вследствие нечеткого разграничения сфер деятельности контрольных органов многие их функции дублируются. Широкое распространение получила практика взимания платы с хозяйствующих субъектов за проведение контрольных мероприятий. Все это с совокупности создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны должностных лиц, контролирующих органов и влечет за собой серьезные дополнительные издержки предпринимателей.
Целью законопроекта является правовое урегулирование защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В проекте учтена необходимость определения отдельных видов государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие положений законопроекта в силу существенных отличий в их целях и предметах, используемых методах контроля. Так, положения законопроекта не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, таможенного, лицензионного, финансового контроля, банковского и страхового надзора, надзора в области безопасности использования атомной энергии, на промышленно опасных особо важных и режимных объектах и на финансовом рынке, транспортного и карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, иммиграционного контроля, а также к отношениям, возникающим при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.
В проекте закона формулируются основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), основными из которых являются компетентность, объективность, открытость государственного контроля, возможность обжалования действий должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятий, недопустимость дублирования их деятельности и взимания платы за проведение контрольных мероприятий.
Законопроектом разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам организации государственного контроля.
В проекте также устанавливаются требования к организации контрольных мероприятий, режимы их проведения и ограничения, порядок оформления результатов проверок.
В отдельные статьи законопроекта выделены положения, определяющие состав прав хозяйствующих субъектов, гарантии их обеспечения, механизмы защиты указанных прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С принятием закона, регулирующего вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), потребуется внесение изменений и дополнений в ряд актов федерального законодательства в части, касающейся организации контрольной деятельности, функций, полномочий и ответственности органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в специальных сферах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
Законопроект направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В числе основных принципов защиты прав хозяйствующих субъектов законопроектом предусматривается недопустимость взимания платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение контрольных мероприятий органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), за исключением случаев возмещения их расходов по проведению испытаний, измерений, экспертиз, в ходе которых обнаружены нарушения обязательных требований, а также недопустимость получения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), отчислений от сумм, поступающих в бюджет в результате проведения контрольных мероприятий.
Кроме того, положения проекта, касающиеся повышения ответственности должностных лиц органов, осуществляющих контрольные мероприятия, за применение мер административного воздействия к хозяйствующим субъектам за допущенные ими нарушения обязательных требований, приведут к увеличению средств, поступающих в бюджеты от штрафов.
Реализация данных положений будет способствовать формированию прозрачной схемы прохождения средств через бюджеты всех уровней, не уменьшая поступления в них.
Предусмотренные законопроектом положения об упорядочении государственного контроля (надзора) позволят также устранить избыточные административные барьеры в развитии предпринимательства, что является в настоящее время важнейшим направлением модернизации экономики Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием законопроекта "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702)
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3697)
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222)
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650)
Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст.5970)
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3805)
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст.3399)
Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3006)
Федеральный закон от 26 февраля 1998 г. N 86-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463)
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка даты и номера федерального закона. Вместо "26 февраля 1998 г. N 86-ФЗ" следует читать "26 марта 1998 г. N 41-ФЗ".
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.219)
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589)
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588)
Федеральный закон от 16 февраля 1996 г. N 15-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст.600)
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка даты федерального закона. Вместо "16 февраля 1996 г." следует читать "16 февраля 1995 г.".
Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.142)
Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141)
Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4473)
Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47,ст.4471)
Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32,ст.3199)
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1462)
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609)
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649)
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст.857)
Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1915)
Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст.961)
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140)
Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.457)
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка даты федерального закона. Вместо "13 декабря 1991 г." следует читать "19 декабря 1991 г.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.