Проект федерального закона
"О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава II. Государственное регулирование создания (ст.ст. 4-11)
и применения космических средств военного
и двойного назначения
Глава III. Обеспечение выполнения положений настоящего (ст.ст. 12-15)
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области создания и применения космических средств военного и двойного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, как одного из приоритетных направлений укрепления обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего федерального закона применяются следующие основные понятия:
космические средства военного назначения - космическая техника и вооружение, специально создаваемые и используемые для решения в космосе и из космоса задач в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
космические средства двойного назначения - космическая техника и вооружение, создаваемые и (или) используемые как в целях обороны и безопасности Российской Федерации, так и в научных и социально-экономических целях;
создание космических средств военного и двойного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - создание космических средств военного и двойного назначения) - проектирование, производство, экспериментальная отработка и летные испытания опытных образцов космических средств военного и двойного назначения;
применение космических средств военного и двойного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - применение космических средств военного и двойного назначения) - использование космических средств военного и двойного назначения по предназначению, включая подготовку, запуск, управление функционированием, поддержание указанных космических средств в установленном составе и состоянии и иную связанную с этим деятельность.
Статья 2. Правовое регулирование в области создания и применения космических средств военного и двойного назначения
Отношения в области создания и применения космических средств военного и двойного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - создание и применение космических средств военного и двойного назначения) регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также военной доктриной Российской Федерации.
Статья 3. Цели и принципы создания и применения космических средств военного и двойного назначения
1. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права создание и применение космических средств военного и двойного назначения основываются на неотъемлемом праве Российской Федерации на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на нее, а также выполнения Российской Федерацией обязательств в области обеспечения обороны и безопасности перед иностранными государствами, с которыми заключены соответствующие договоры.
2. Создание и применение космических средств военного и двойного назначения осуществляется в целях:
повышения эффективности действий Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации в мирное и военное время;
решения задач по сдерживанию агрессии, исходя из угроз национальным интересам России в космосе и из космоса;
контроля за выполнением международных договоров Российской Федерации по ограничению и сокращению вооружений, в том числе в области предотвращения распространения оружия массового поражения на космическое пространство;
сохранения и укрепления позиций России как одной из ведущих космических держав в геополитическом, экономическом и технологическом аспектах.
3. К основным принципам создания космических средств военного и двойного назначения относятся:
особый порядок контроля создания и приема космических средств военного назначения в эксплуатацию, определяемый нормативными документами Правительства Российской Федерации и специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обороне;
особый порядок контроля создания и приема космических средств двойного назначения в эксплуатацию, определяемый нормативными документами Правительства Российской Федерации, специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обороне и специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по космической деятельности;
обеспечение заданных Государственным заказчиком уровней надежности и эффективности космических средств военного и двойного назначения, их устойчивости к воздействию различных факторов естественного и искусственного происхождения, ресурсоемкости, ремонтопригодности и возможностей по модернизации;
ориентация преимущественно на перспективные технологии, отечественную производственную и экспериментально-испытательную базу.
4. К основным принципам применения космических средств военного и двойного назначения относятся:
централизация планирования и управления применением космических средств военного и двойного назначения в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по обороне;
заблаговременность развертывания группировок космических аппаратов на орбитах и необходимой космической инфраструктуры, постоянное поддержание их в установленном составе и состоянии;
преимущественно многоцелевое применение космических средств военного и двойного назначения в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации;
обеспечение технической и технологической независимости создания и применения космических средств военного и двойного назначения от иностранных государств;
максимальная интеграция космических средств военного и двойного назначения с системами вооружений Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации;
исключение несанкционированного использования космических средств военного и двойного назначения.
Глава II. Государственное регулирование создания и применения космических средств военного и двойного назначения
Статья 4. Особенности создания космических средств военного и двойного назначения
1. Создание космических средств военного назначения имеет приоритет по сравнению с космическими средствами, создаваемыми в социально-экономических и научных целях, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
2. Прием космических средств военного назначения в эксплуатацию осуществляется по результатам государственных летных испытаний специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне. Прием в эксплуатацию космических средств двойного назначения осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
3. Космические средства военного и двойного назначения создаются в рамках государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки вооружения и военной техники в ходе выполнения научно-исследовательских, научно-экспериментальных и опытно-конструкторских работ, опытного и серийного производства.
Государственным заказчиком космических средств военного назначения является специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Государственными заказчиками космических средств двойного назначения являются специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по обороне (генеральный заказчик) и иные федеральные органы исполнительной власти, действующие в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Оформление государственного контракта (договора) государственным заказчиком на разработку, производство и поставки космических средств военного и двойного назначения с головным исполнителем государственного оборонного заказа осуществляется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Статья 5. Порядок и особенности применения космических средств военного и двойного назначения
1. Применение космических средств военного назначения планируется, организуется и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне. Применение космических средств двойного назначения - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
Для решения задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут привлекаться необходимые космические средства, а также объекты (элементы) космической инфраструктуры гражданского назначения.
2. Космические средства военного назначения обладают приоритетом в применении по сравнению с космическими средствами, используемыми в социально-экономических и научных целях, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
3. Применение космических средств военного и двойного назначения и соответствующей космической инфраструктуры в социально-экономических и научных целях, а также в интересах международного сотрудничества в случаях, не противоречащих оборонным интересам Российской Федерации, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне на договорной основе по планам и заявкам специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти и космической деятельности и других участвующих в космической деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Порядок использования космических средств военного и двойного назначения и космической инфраструктуры в интересах иностранных государств определяется Правительством Российской Федерации.
4. Российская Федерация осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами в области применения космических средств военного и двойного назначения на основе международных договоров Российской Федерации.
Статья 6. Управление деятельностью по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения
1. Для обеспечения непосредственного руководства и управления созданием и применением космических средств военного и двойного назначения в составе Вооруженных Сил Российской Федерации создаются соответствующие воинские формирования. Структура, задачи и функции воинских формирований определяются нормативными правовыми актами, издаваемыми Президентом Российской Федерации и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне в пределах его компетенции.
Для выполнения отдельных задач по Федеральной космической программе России нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут также создаваться временные воинские формирования.
2. Порядок подготовки, проведения и обеспечения запусков ракет-носителей с космическими аппаратами в интересах обороны и безопасности Российской Федерации и управления ими в полете в мирное и военное время регламентируется руководящими документами, издаваемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Статья 7. Порядок финансирования создания и применения космических средств военного и двойного назначения
1. Финансирование создания и применения космических средств военного и двойного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа. Общий объем такого финансирования определяется федеральным бюджетом на соответствующий год. Финансовые средства на создание космических средств военного и двойного назначения распределяются между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
2. В ходе создания космических средств двойного назначения могут привлекаться финансовые и иные ресурсы негосударственных заказчиков в рамках Федеральной космической программы.
3. В целях консолидации усилий и ресурсов для ускорения создания и повышения эффективности использования космических средств военного и двойного назначения специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне совместно с другими федеральными органами исполнительной власти может создавать внебюджетные фонды, а также дирекции для координации работ по особо важным космическим проектам и программам, и привлекать иные внебюджетные источники финансирования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Лицензирование космической деятельности в интересах обороны и безопасности
Лицензирование космической деятельности в интересах обороны и безопасности осуществляется в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 9. Сертификация космических средств военного и двойного назначения
Космическая техника, оборудование и приборы, информационные и программные продукты, используемые при ее изготовлении, испытаниях и применении, системы обеспечения качества производства, объекты космической инфраструктуры, используемые в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Порядок выделения земельных участков под космическую инфраструктуру
Земельные участки для объектов космической инфраструктуры с прилегающими к ним зонами отчуждения, а также земельные участки для районов падения отделяющихся частей ракет-носителей находятся в федеральной собственности и используются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территории под полигоны посадки космических средств военного и двойного назначения определяются Правительством Российской Федерации.
Использование данных территорий осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Государственный экологический контроль при создании и применении космических средств военного и двойного назначения
1. Государственный экологический контроль при создании и применении космических средств военного и двойного назначения представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации или применяемых международных норм и стандартов по защите окружающей природной среды.
2. При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природы в процессе создания и применения космических средств военного и двойного назначения специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.
3. В случае наступления в результате деятельности по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения чрезвычайной ситуации, информация о принятых мерах представляется в специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, в федеральным орган исполнительной власти по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Глава III. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона
Статья 12. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона
Ответственность за нарушение настоящего федерального закона наступает в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, принимающих непосредственное участие в деятельности по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения, а также на органы государственной власти Российской Федерации.
Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 15. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.