Заключение Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам
от 13 апреля 2001 г.
на проект федерального закона "О ратификации Договора по открытому небу"
Комитет по международным делам рассмотрел на своем заседании 13 апреля 2001 года вопрос о ратификации Договора по открытому небу.
Договор является многосторонним международным документом (подписан 27 странами Европы, а также США и Канадой), направленным на совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и укрепление доверия через создание режима "открытого неба" применительно к наблюдению с воздуха.
В ходе обсуждения Договора по открытому небу были отмечены следующие положительные моменты:
- Договор предусматривает осуществление контроля в рамках ОБСЕ за военной деятельностью государств - членов этой организации. Акт его ратификации позволяет подтвердить приверженность Российской Федерации процессу укрепления доверия и военной безопасности в Европе;
- Договор позволяет Российской Федерации принимать равноправное участие в проводимых миротворческих операциях в Европе и в мониторинге взрывоопасных регионов. При расширении областей применения Договора Россия может стать активным участником ряда европейских программ, например, мониторинга минной обстановки на Балканах;
- Договор способен внести существенные позитивные изменения в сложившийся не в пользу России информационный баланс. Прирост объема соответствующей информации для России при осуществлении наблюдательных полетов в рамках Договора может составить 25% и более;
- Договор дает возможность России получать информацию по территориям, не контролируемым космическими средствами;
- расходы на реализацию Договора частично направляются на создание технических средств двойного назначения, а также на развитие и совершенствование инфраструктуры аэродромов и авиационной техники ВВС;
- полученная информация по территории России может быть использована в интересах народного хозяйства (управление землепользованием и недрами, защита окружающей среды, оценка последствий природных и техногенных катастроф и т.д.);
С 1994 года заинтересованные министерства и ведомства провели значительный объем работы по обеспечению интересов национальной безопасности Российской Федерации во время переговоров по вопросам выполнения Договора. В частности, были достигнуты договоренности по устранению некоторой информационной асимметрии, возникшей в результате ликвидации Организации Варшавского Договора.
Для закрепления этого положения предлагается внести в постановление Государственной Думы о ратификации Договора положение с рекомендацией Президенту Российской Федерации осуществить передачу ратификационной грамоты депозитарию только после закрепления имеющих обязательный характер договоренностей о снижении квот наблюдательных полетов в режиме открытого неба над территорией Российской Федерации.
Касаясь финансовых аспектов выполнения Договора, Правительство Российской Федерации в своем заключении на проект закона о ратификации Договора указывает, что на первом этапе его применения дополнительных финансовых затрат для России не потребуется. Объемы финансовых средств на втором этапе реализации Договора будут учитываться Правительством РФ при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.
В результате обсуждения вопроса Комитет по международным делам сделал вывод о соответствии Договора по открытому небу интересам национальной безопасности Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор по открытому небу.
Председатель Комитета |
Д.О.Рогозин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.