Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 13 Закона Российской Федерации "Об оружии"
Проект настоящего федерального закона подготовлен по обращениям граждан, охотобществ и стрелковых организаций.
Авторы законопроекта предлагают упростить порядок приобретения длинноствольного нарезного малокалиберного 5,6 мм. и меньшего калибра оружия отечественного производства под патроны кольцевого воспламенения (патрон бокового огня), сделав его аналогичным порядку приобретения гладкоствольного. Малокалиберный комплекс (МК), включающий 5,6 мм. патрон кольцевого воспламенения и малокалиберную винтовку (карабин) под него, предназначен для спортивно-тренировочной стрельбы на дистанции 50 м. (обучение новичков обращению с оружием и спортивные состязания всех уровней, вплоть до Олимпийских), а также для промысловой и любительской охоты на пернатую дичь и мелкого пушного зверя, отстрела грызунов и прочих вредителей. Для стрельбы применяются патроны кольцевого воспламенения 5,6 х 16 (.22 LR), масса свинцовой пули которых равна 2,4-2,6 грамм. По мнению авторов законопроекта данный вид оружия представляет меньшую опасность по сравнению с гладкоствольным оружием и порядок его приобретения не должен быть строже порядка приобретения последнего.
В последнее время охота становится развлечением для избранных, цены на охотничье оружие, боеприпасы, снаряжение чрезмерно высоки. МК позволяет значительно уменьшить остроту проблемы. Этот вид оружия у нас совершенно незаслужено забыт, хотя во всем мире, именно он имеет наибольшее распространение в силу своей универсальности. Согласно утвердившейся на Западе культуре малокалиберной винтовки общего предназначения, она воспринимается, прежде всего, как оружие для начальной стрелковой подготовки. По сути дела мелкашка играет там ту же самую роль, которую у нас отдана пневматическому оружию.
Отечественная промышленность также давно освоила выпуск винтовок и карабинов, пригодных для охоты: серии ТОЗ, МЦ, "Соболь". Они вполне могли бы заменить гладкоствольные ружья на охоте по мелкому зверю: белке, зайцу, лисе, енотовидной собаке и по боровой и полевой дичи (птице): глухарю, тетереву, рябчику, куропатке и т.п. Стоимость такого малокалиберного комплекса составляет, примерно 1/3 от стоимости гладкостовольного. Он легче, меньше по габаритам, удобнее в транспортировке. Но его полноценному использованию мешает приравнивание МК к огнестрельному нарезному оружию центрального боя, например к винтовке центрального боя "Тигр" 7.62 мм. калибра (снайперской винтовкой), что является абсолютным абсурдом как по калибру, так и по количеству применяемой энергии, разнящейся в 45 раз (начальная скорость тяжелой пули (13 г.), выпущенной из "Тигра" равна 900 м/с, а легкой, 2,6 г. пули МК - около 300 м/с.) и в 27,3 раза меньше энергии пули, выпущенной из гладкоствольного оружия 12 калибра.
Причиной такого положения является сложившееся у нас в стране ложное представление об опасности выстрела (после 300 метров этот показатель для МК такими авторитетными фирмами как Dynamit Nobel, MEN, Lapua, у которых боезапас мощнее отечественного, даже не регистрируется, а у нас на каждой коробке с МК патронами есть надпись: опасны на дальности до 1,5 км.), рикошета (форма и материал пуль малокалиберных патронов вообще не дают рикошетов), о, якобы, большом количестве подранков (в случае применения малокалиберного оружия спортивность охоты возрастает, выстрел должен быть очень точным и при попадании успех гарантирован). Распространенные опасения насчет МК являются явными заблуждениями. А общественное заблуждение требует особых усилий для его преодоления. Принятие настоящего закона как раз и потребует этого усилия.
На рост преступности настоящее "послабление" в приобретении указанного малокалиберного комплекса не скажется. Снимается только чрезмерное его запрещение, нанесшее немалый урон государству как в сдерживании нашей промышленности, так и в возможностях военной подготовки молодежи. Длинноствольность данного оружия не позволяет его использовать как оружие скрытого ношения и поражения, а предлагаемый порядок его приобретения регулируется действующим законодательством: оно остается под жестким лицензионным контролем МВД Российской Федерации. К тому же, в преступных целях используется только 0,019% зарегистрированного оружия и наблюдается тенденция снижения количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия (в 1999 году по сравнению с 1998 г. уменьшилось на 14,1 %). Следует отметить, что конструктивные особенности этого оружия не позволяют переделать его под другой калибр без необратимых изменений в конструкции. При попытке произвести выстрел патроном центрального боя, например, 5,6 х 39 "Барс", которое фактически невозможно из-за существенной разницы длины патрона, в канале ствола, рассчитанном на 1300 кг/см. кв., создается давление величиной 3200 кг/см, кв., которое может привести к разрушению оружия. В то же время, малый взрывной заряд патрончиков кольцевого воспламения, мягкая свинцовая пулька, к тому же лишь за донышко, некрепко завальцованная в гильзу, делает боезапас этого оружие совершенно безопасным: в случае случайной инициации заряда наблюдается легкий хлопок. Лишь в стволе пуля приобретает поражающие свойства. Метод кольцевого воспламенения, в отличие от центрального боя, характерного для охотничьего гладкоствольного оружия и использующего очень чувствительные к удару капсюля, делает их еще более безопасными.
Принятия закона не только не потребует расходов средств из федерального бюджета, но и увеличит поступления в бюджет от увеличения продаж оружия, а также от лицензионных сборов, так как количество пожелавших приобрести данный комплекс, как показывает зарубежный опыт, увеличится.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 13 Закона Российской Федерации "Об оружии" (внесен депутатами Госдумы Н.М.Безбородовым и С.К.Смирновой)
В случае принятия Федерального закона "О внесении дополнения в статью 13 Закона Российской Федерации "Об оружии"" необходимо внести изменения и дополнения в принятые на основе Закона Российской Федерации "Об оружии" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (разрешительной системы МВД России).
Депутаты |
Н.М.Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.