Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении
изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Действующее законодательство Российской Федерации о недрах включает раздел платности пользования недрами, который носит рамочный характер и не дает достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.
Вместе с тем, согласно статье 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
Предусмотренная в проекте глава 27 "Налог на добычу полезных ископаемых" приведена в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, то есть, определены все элементы налогообложения.
Указанным законопроектом в налоговую систему Российской Федерации вводится новый налог - налог на добычу полезных ископаемых.
Порядок исчисления и уплаты налога основывается на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.
Налогоплательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие лицензионную и безлицензионную добычу полезных ископаемых.
В качестве объекта налогообложения признается добыча полезных ископаемых, в то время как налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых. При этом на период 2002 - 2004 годы предлагается в качестве налоговой базы при добыче нефти устанавливать объем добываемой продукции.
Налоговая ставка устанавливается в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых, а по нефти на период 2002 - 2004 годы - в рублях за тонну продукции.
Одновременно предполагается отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат. Налог "отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы", введенный, в 1992 году, носит переходный, нерыночный характер. Согласно действующему законодательству о недрах данный налог является целевым. Средства от него направляются на финансирование геологоразведочных работ. Сегодня в бюджеты разных уровней перечисляется порядка 50 процентов от начисленной суммы налога. Остальные средства остаются у добывающих организаций и используются этими организациями для финансирования проводимых ими геологоразведочных работ.
Действующий порядок распределения отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы приводит к тому, что большая часть отчислений направляется на финансирование поиска и разведки месторождений полезных ископаемых в регионах добычи. Обязательное направление средств на проводимые в уже практически полностью разведанных регионах Западной Сибири и Центральной России геологоразведочные работы приводят к неэффективности таких работ, не обеспечивая при этом достаточного финансирования поиска и разведки на перспективных месторождениях Восточной Сибири и континентального шельфа, и, в большинстве случаев, к не целевому использованию средств от данного налога.
Учитывая ситуацию, сложившуюся с использованием отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, при разработке проектов соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрены механизмы возмещения затрат на геологоразведочные работы по типу принятых в мировой практике.
В связи с отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в проекте главы "Налог на прибыль организаций" предусмотрено возмещение затрат на геологоразведочные работы за счет ускоренной амортизации таких затрат, что будет служить источником для их финансирования взамен доли отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемой в распоряжении предприятий.
С целью компенсации выпадающих из федерального и региональных бюджетов доходов при отмене отчислений на ВМСБ, ставки налога на добычу полезных ископаемых увеличиваются в среднем на 50 процентов от размера ставки отчислений на ВМСБ, а в связи с отменой акциза на нефть и стабильный газовый конденсат ставка налога при добыче нефти и конденсата увеличивается на ставку акциза.
Учитывая изложенное, а также то, что налоговая база при исчислении налога на добычу полезных ископаемых будет определяться исходя из рыночных цен, применение предлагаемой схемы налогообложения не приведет к потерям бюджета, и будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в добывающих отраслях промышленности, в том числе и в нефтяном комплексе.
Законопроектом предполагается отмена Федерального закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", а также внесение отдельных изменений в другие законодательные акты Российской Федерации. В частности предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части дополнения перечня федеральных налогов налогом на добычу полезных ископаемых и исключения из этого перечня отчислений на ВМСБ. Кроме того, предлагается новая редакция пятого раздела Закона Российской Федерации "О недрах", включающая перечень неналоговых платежей при пользовании недрами, а также устанавливающая порядок их исчисления и внесения в бюджет. Внесены также соответствующие изменения в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене или внесении
изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти рассчитаны исходя из предварительного прогноза поступлений по специальным налогам при пользовании недрами на 2001 год, рассчитанного исходя из действующих в настоящее время налогов (платежей) при пользовании недрами.
Прогнозируемые поступления в консолидированный бюджет по специальным налогам при добыче нефти в 2002 году должны составить:
поступления по плате за пользование недрами в размере - 65,0 млрд.руб;
поступления по отчислениям на ВМСБ в бюджеты (без учета сумм, оставляемых предприятиям) - 48,2 млрд.руб;
поступления по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат -20,8 млрд.руб;
Итого 134,0 млрд.руб.
Расчет специфической ставки налога на добычу по нефти
По прогнозу на 2002 год объем добычи нефти составит 325 млн.тонн
Облагаемый объем с учетом положений главы 27 - 315 млн.тонн
Ставка налога на добычу по нефти и газовому конденсату
134,0 млрд.руб.:315 млн.тонн = 425 руб. за 1 тонну
Расчет адвалорной ставки налога на добычу по нефти
При расчете прогнозируемых поступлений в бюджет на 2002 год учитывались следующие параметры:
Объем облагаемой нефти - 315 млн.тонн, в том числе:
на внутреннем рынке - 189,0 млн.тонн,
на экспорт (40%) -126,0 млн.тонн
внутренняя цена -1700 руб. за 1 тонну
экспортная цена 17,5$ за бар. х 7,3 х 31,6 - (4,65 х 31,6) = 3890 руб. за 1 тонну
(цены очищенные в соответствии с проектом главы 27)
Средняя цена реализации нефти за 1 тонну.
{(1700 х 189)+(3890 х 126)}:315 = 2576 руб. за 1 тонну
Адвалорная ставка налога на добычу по нефти
425 руб.:2576 руб. = 16,5 процентов
По другим полезным ископаемым ставки налога рассчитаны исходя из действующих минимальных размеров ставок платы за пользование недрами (за исключением драгоценных и цветных металлов, а также алмазов и камнесамоцветного сырья, для которых в расчет принимались средние ставки платы за пользование недрами), увеличенных на 1\2 ставки отчислений на ВМСБ. При этом корректировка налоговой базы поправочными коэффициентами не предусмотрена. С учетом того, что налоговая база определяется исходя из рыночных цен, сумма налога в части этих полезных ископаемых не уменьшается по сравнению с суммой, определяемой в действующих условиях.
С учетом изложенного поступления в бюджет от налога на добычу полезных ископаемых не изменятся по сравнению с прогнозируемыми поступлениями на 2002 год, рассчитанными исходя из действующих в настоящее время специальных налогов (платежей) при пользовании недрами.
Перечень
законодательных актов, которое необходимо отменить в связи с принятием
федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации"
С принятием федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется отмена иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.