Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (в части уточнения норм, регулирующих порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок восстановления записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния актовых книг)"
С 20 ноября 1997 года действует Федеральный закон "Об актах гражданского состояния.
За период действия указанного Федерального закона практика работы органов ЗАГСа в субъектах Российской Федерации показала, что есть трудности по его реализации, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, что создает серьезные препятствия для граждан в решении жизненно важных вопросов.
В связи с чем в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Новгородской областной Думой, Костромской областной Думой, членом Совета Федерации Д.Ф.Аяцковым были внесены законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" в части уточнения и совершенствования норм, регулирующих порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.
Учитывая предложения субъектов права законодательной инициативы по указанным законопроектам, о разработке единого законопроекта, концепция которого должна предусматривать основные положения законопроектов, внесенных в Государственную Думу, решением Комитета Государственной Думы от 30 ноября 2000 года создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Новгородской областной Думы, Костромской областной Думы и от Саратовской области.
Предлагаемый законопроект разработан на основе положений законопроектов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Новгородской областной Думой, Костромской областной Думы, членом Совета Федерации Д.Ф.Аяцковым.
Основной целью законопроекта является наиболее полное правовое регулирование деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществление гражданами своих личных прав.
Предлагаемые изменения и дополнения:
1. Действующая редакция пункта 1 статьи 9 лишает граждан права в случае отсутствия или утраты первого экземпляра акта гражданского состояния получать повторное свидетельство акта гражданского состояния. Эта поправка при ее принятии позволит гражданам получать документ по сохранившемуся второму экземпляру акта гражданского состояния, что в полной мере защитит права граждан и их законные интересы.
В абзац второй пункта 4 статьи 9 вносятся изменения, чтобы исключить возможность получения повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния посторонним лицом. Что касается одновременного представления квитанции об уплате госпошлины за повторное свидетельство, то практика показала, что это правильно, так как большинство высланных свидетельств без уплаты госпошлины впоследствии оставались в отделах ЗАГСа невостребованными.
В пункт 1 статьи 12 внесены дополнения в связи с тем, чтобы предусмотреть обязанность неразглашения сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния не только работнику органа записи акта гражданского состояния, но и работникам иных органов, которые получили также сведения в силу пункта 2 этой статьи.
2. В пункт 2 статьи 12 внесены дополнения в виду того, что приняты ряд федеральных законов (в частности, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования), которые обязывают органы ЗАГСа представлять сведения о регистрации актов гражданского состояния в соответствующие органы.
3. В статье 15. Учитывая, что редакция статьи 15 имеет ряд неточностей и требует изменений по существу, в частности, указания места рождения в записи акта о рождении, а также не учитывает многообразия вариантов административно-территориального деления и организации муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, предлагается изложить статью 15 в новой редакции.
4. В статье 22. Дополнение вносится в связи с тем, что эти сведения не предусмотрены Федеральным законом, однако существует особая процедура регистрации мертворожденных детей.
5. В статье 35.
Абзац первый пункта 1. Дополнение вносится, чтобы не обязывать бывших супругов одновременно присутствовать при государственной регистрации расторжения брака.
Пункт 1. Дополнение вносится в связи с тем, что в случае составления актовой записи о расторжении брака при регистрации расторжения брака одним из супругов и обращения в этот же орган ЗАГСа другого супруга, исключить вероятность составления второй актовой записи о расторжении брака, то есть двойной регистрации акта, а сведения о втором супруге дополнить в существующую актовую запись.
6. Пункт 4 статьи 58 исключен, так как он противоречит статье 59 Семейного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 58, абзацу 6 пункта 2 статьи 69 Федерального закона.
Перемена (имени), фамилии, собственно имени и отчество лицом, не достигшим возраста 14 лет, государственной регистрации перемены имени не подлежит.
7. Пункт 3 статьи 60. Дополнение вносится в связи с тем, что заключение органа записи актов гражданского состояния при решении вопроса о перемене имени является необходимым, как итоговый документ для обоснования внесения изменений в запись акта гражданского состояния, а также как документ - в случае отказа.
8. Пункт 2 статьи 72. Дополнение вносится в связи с тем, что в настоящее время в органы ЗАГС поступают материалы дел по внесению изменений, в которые включены ксерокопии свидетельств, часто практически не читаемые, переснятые с очень старых документов. Свидетельства о регистрации акта гражданского состояния, их ксерокопии не дают полного объема информации, необходимой для правильного и законного решения вопроса, а также информации о том, какие изменения были внесены в данную актовую запись ранее.
9. Пункт 1 статьи 74. Дополнение вносится для предоставления возможности гражданам восстановить утраченный первичный документ, составленный в другом государстве, по месту вынесения решения суда.
10. Статья 77. Изменение вносится в связи с тем, что период правовой активности документа больше 75 лет. Возможная затребованность его заявителем, родственниками заинтересованными лицами вероятна в пределах 100 лет.
Продолжительность жизни граждан не ограничивается возрастом семидесяти пяти лет, а государственные архивы повторных свидетельств не выдают, поэтому возникают трудности в получении повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния для граждан, продолжительность жизни которых свыше семидесяти пяти лет, во-вторых, у граждан иногда возникает необходимость внести изменения в записи актов гражданского состояния, а государственные архивы не вносят изменения в записи актов гражданского состояния и поэтому получить повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния с учетом необходимых изменений не представляется возможным.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений н дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
В случае принятия проекта федерального закона "Об актах гражданского состояния" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения, принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.