Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
В целях создания условий для восстановления дифференциации государственных пенсий 01.02.98 г. введен в действие Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21.07.97 г. N 113-ФЗ. Закон основан на варианте оптимального определения размера пенсии в зависимости от трудового вклада, т.е. стажа работы и заработка. Однако установленный Законом верхний предел отношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате в стране в размере 1,2 и невозможность применения к нему районного коэффициента, установленного к заработной плате, сделало бессмысленным названный Закон в части дифференциации размера государственных пенсий для жителей "северных" территорий.
Анализ реализации Закона в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал, что порядок исчисления с индивидуальным коэффициентом пенсионера оказался выгодным лишь небольшому числу пенсионеров, проживающих в этих территориях. Если в средней и южной полосе России число получателей пенсий с индивидуальным коэффициентом пенсионера составляет 80 процентов, то в северных регионах - от 8 до 52 процентов.
Предельный размер пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера по стране на сегодняшний день (без надбавок и повышений) составляет 964 руб., по территориям Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, 1217 руб. Указанный предельный размер пенсии не достигает прожиточного минимума.
В связи с тем, что размер пенсий с учетом индивидуального коэффициента, пенсионера исчисляется без учета районного коэффициента большинство северян вынуждены оставаться на прежнем варианте исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, но с учетом районного коэффициента и компенсационной выплаты.
Стоимость жизни и темпы ее удорожания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях всегда будет выше, чем в других регионах России. Кроме этого, исчисление пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера без применения районного коэффициента не соответствует тем отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые производятся с заработка, включающего в себя районный коэффициент, и ставит в более худшее положение пенсионеров северных регионов по сравнению с проживающими в других территориях.
Очевидно, что для восстановления полной дифференциации государственных пенсий по России необходимо установление районного коэффициента к действующему пределу отношений среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, который в настоящее время составляет 0,95, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 1 ноября 2000 г. - 1,2. При этом увеличение предела отношений должно производиться на районный коэффициент, фактически применяемый к заработной плате без каких-либо ограничений.
По предлагаемому нами законопроекту предельный размер пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, например, в г. Норильске из расчета среднемесячного заработка в стране 1523 руб. составит 2467 руб. (75% х 1,2 х 1,8 х 1523, где 1,2-предельное отношение заработков, установленное статьей 1 Закона РФ от 21.07.97 N 113-ФЗ, 1,8- действующий районный коэффициент к заработной плате в г. Норильске). Данный размер пенсии достигает официального уровня малообеспеченности в г. Норильске, равного 1922,2 руб. На сегодняшний день размер пенсии, исчисленный с применением индивидуального коэффициента пенсионера, в г.Норильске составляет 1217 руб. (1,2 х 75% х 1353).
Председатель |
А.В.Усс |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта потребует определенных дополнительных расходов на перерасчет государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП).
Справочные данные (по сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации)
1. Численность пенсионеров в Российской Федерации 38,7 млн. чел.
2. В 44 территориях России, где установлен районный 14,5 млн. чел.
коэффициент к заработной плате рабочих и служащих от
1,15 до 2,0, проживает пенсионеров
3. Получателей пенсий по Закону РФ от 20.11.90 N 340-1 6,6 млн. чел.
средний размер пенсий 702 руб. 41 коп.
4. Получатели пенсий с применением ИКП 7,9 млн. чел.
средний размер пенсий 973 руб. 90 коп.
5. В 27 территориях, относящихся к районам Крайнего 2,6 млн. чел.
Севера и приравненных к ним местностях, где
установлены районные коэффициенты от 1,3 до 2,0,
проживает пенсионеров
6. Численность пенсионеров, которым с вступлением в 13,2 млн. чел.
силу данного Закона становится выгоден переход на
порядок исчисления пенсии с применением ИКП
из них:
численность пенсионеров, проживающих в районах 1,3 млн. чел.
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(средний районный коэффициент 1,44)
численность пенсионеров, проживающих в местностях, где 5,1 млн. чел.
к заработной плате установлен районный коэффициент
(средний районный коэффициент 1,2)
7. Численность пенсионеров, проживающих в районах 0,5 млн. чел.
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
которым в настоящее время исчислена пенсия с
применением ИКП
8. Численность пенсионеров, проживающих в местностях, 3,9 млн. чел.
где к заработной плате установлен районный коэффициент
Расчет дополнительных расходов на перерасчет государственных пенсий в
связи с принятием данного законопроекта:
1. Средний размер пенсии пенсионеров, проживающих в 1526 руб.
северных регионах (70% х 1,2 х 1,44 х 1523, где 70%
- средний размер по стажу, 1,2 - отношение заработков,
установленное Указом Президента РФ от 17.10.2000 N
1762, 1,44 - средний районный коэффициент для
указанных территорий, 1523 - средняя зарплата,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от
15.01.2001 N 26)
2. Средний размер пенсии пенсионеров, проживающих в 1215 руб.
местностях, где к заработной плате установлен районный
коэффициент (70% х 0,95 х 1,2 х 1523, где 0,95 -
отношение заработков, установленное Указом Президент
РФ от 10.07.2000 N 1272, 1,2 - средний районный
коэффициент для указанных территорий)
3. Общая потребность в месяц на выплату пенсий с 13681,8 млн.
применением ИКП (1526 руб. х 1,8 млн. чел. + 1215 руб. руб.
х 9,0 млн. чел.)
в год 164181,6 млн.
руб.
4. Из них дополнительная потребность в месяц 4631,8 млн.руб.
в год 55581,6 млн.руб.
Председатель |
А.В.Усс |
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, изменения и дополнения которых потребует принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
1. Указ Президента Российской Федерации "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" от 10.07.2000 г. N 1272.
2. Указ Президента Российской Федерации "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 17.10.2000 г. N 1762.
Председатель |
А.В.Усс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.