Пояснительная записка
к проекту Земельного кодекса Российской Федерации
Разработка Земельного кодекса Российской Федерации вызвана необходимостью приведения земельного законодательства в соответствие с новыми социально-экономическими условиями, складывающимися в Российской Федерации, более успешного решения задач в сфере земельных правоотношений и создания предпосылок для обеспечения экономического роста.
В настоящее время земельное законодательство представляет собой совокупность несистематизированных нормативных правовых актов, отсутствие кодификации которых ведет к проблемам правоприменения данных норм как у рядовых граждан и предпринимателей, так и у профессиональных юристов. Возникающие в процессе применении норм земельного права коллизии ведут к осложнению и затормаживанию рыночного оборота земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимости, неэффективности налогообложения и уменьшению бюджетных сборов.
Необходимость концептуального обеспечения развития земельного законодательства вообще и правового обеспечения земельной реформы в особенности привела к разработке кодификационного акта, поскольку существующее земельное законодательство не способно соразмерно урегулировать современные земельные отношения и не учитывает произошедшие за последние 10 лет изменений экономического, политического и правового характера, совокупность принятых за этот период президентских указов не может заменить кодификационный акт.
Целью работы над новым проектом Земельного кодекса Российской Федерации являлось создание законодательного акта, который будет служить, наряду с экономическими и политическими мерами, правовым инструментом решения проблем в сфере земельных правоотношений.
Предметом Проекта являются земельные отношения, то есть, согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, отношения по поводу использования земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации. При этом осуществлен комплексный подход к правовому регулированию земельных отношений, включая учет особенностей земли как природного ресурса, как средства производства и как пространственно-операционного базиса применительно к правовому режиму различных категорий земель. Так, в основу проекта заложен принцип использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, согласно которому земля как объект общественных отношений, регулируемых Кодексом, является одновременно природным объектом и ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав (статья 2).
В проекте разрешена проблема использования для регулирования земельных отношений норм Гражданского Кодекса Российской Федерации с целью максимального сближения правового режима земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости. Проектом предусмотрено использование земельного участка как основы объекта недвижимого имущества, обеспечивающее возникновение единства прав на этот объект, разработан особый порядок применений норм Гражданского Кодекса Российской Федерации в отношении сделок с землей отдельных категорий (земли природоохранного назначения, сельскохозяйственного назначения), установлены принципы публично-правовых ограничений в отношении использования земель.
Принципы разграничения государственной собственности на землю на федеральную, собственность субъектов федерации и муниципальную определены проектом в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". В кодексе разделены функции государственных органов, выступающих от имени собственников земельных участков, от функций в области управления использования и охраны земель, установлены виды и формы контроля за соблюдением земельного законодательства (глава 13).
Уточнение приоритетов категорий земель, специфики правового регулирования отдельных категорий земель осуществлено в проекте посредством закрепления принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием. Отнесение земельного участка к определенной категории земель означает распространение на режим его использования общих требований и ограничений, предъявляемых к землям указанной категории, однако его собственник (арендатор, землепользователь) может свободно избрать любой из предусмотренных территориальным зонированием видов разрешенного использования этого участка без дополнительных разрешений и согласований.
Нормы проекта, устанавливающие недопустимость произвольного вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по использованию земли, согласно которым вмешательство государства и иных субъектов в осуществляемую в соответствии с законом деятельность граждан и юридических лиц по использованию земли может быть осуществлено только в случаях и способами, указанными в федеральном законе, а также принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества в целом, при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, позволили законодательно установить гарантии и способы защиты земельных прав граждан (глава 10).
В кодексе осуществлена систематизации правовых норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков с учетом последних изменений законодательства, установлены процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены права и обязанности на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закреплен исчерпывающий перечень оснований и способов прекращения и ограничения прав на землю.
Основные положения Кодекса способствуют упорядочению земельных правоотношений, стимулированию развития инфраструктуры рынка недвижимости, в том числе кредитной, финансовой, страховой и риэлторской деятельности в области земельных правоотношений, обеспечивают на федеральном уровне стабилизацию земельных отношений с целью привлечения инвестиций.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в случае принятия Земельного кодекса Российской Федерации
1. Со дня вступления в силу Земельного кодекса законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
2. Изданные до введения в действие Земельного кодекса и регулирующие земельные отношения правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.
3. Признать утратившими силу:
Земельный кодекс РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст.768; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст.748);
постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст.769);
Закон РСФСР "О земельной реформе" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.327; 1991, N 1, ст.4; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966; N 50, ст.2962; 1993, N 21, ст.748);
постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О земельной реформе" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.328);
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст.26);
постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст.27).
4. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои правовые акты и договоры, заключенные с субъектами Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.