Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона подготовлен с целью недопущения снижения относительного уровня налоговых поступлений от акцизов, взимаемых по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (твердые в абсолютной сумме на единицу измерения) налоговые ставки.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого на 2001 - 2002 годы уровня инфляции предлагается проиндексировать ставку акциза на алкогольную продукцию крепостью свыше 25 процентов и спиртосодержащую продукцию на 5 процентов, другие специфические ставки акцизов - на 12 процентов. Одновременно предлагается отменить ставку акциза на табачное сырье 0 процентов.
Кроме того, законопроектом предусматривается установить взимание акциза при реализации отбензиненного сухого газа и нефтяного (попутного) газа за пределы территории Российской Федерации. В настоящее время согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 183 Кодекса реализация (передача) указанной продукции, в том числе за пределы территории Российской Федерации, акцизами не облагается. Эти операции освобождены от налогообложения в связи с имеющимися дополнительными затратами производителей, связанными с необходимостью доведения добытой газоконденсатной смеси до требуемого стандартного состояния.
Однако, такие дополнительные затраты имеют существенное значение для производителей только при реализации отбензиненного сухого и попутного газа на внутреннем рынке России, поскольку в этом случае применяются регулируемые цены, которые в 2 - 5 раз ниже экспортных цен. За последние два года существенно изменилась ситуация в отношении реализации указанного газа за пределы территории Российской Федерации в страны дальнего зарубежья. В 1999 году реализация не предусматривалась, в 2000 году реализовано 16 млрд.куб.метров, в 2001 году - 18,9 млрд.куб.метров. Поэтому предлагается взимать акцизы по отбензиненному сухому и попутному газу, реализуемому за пределы территории Российской Федерации, по ставкам в размерах, установленных по природному газу: 30 процентов при реализации в государства дальнего зарубежья и 15 процентов - в государства СНГ.
Сохраняется действующий порядок определения даты реализации (передачи) дизельного топлива и бензина автомобильного с октановым числом до "80" как день отгрузки (передачи) этих подакцизных товаров и устанавливаются по ним сроки уплаты акциза 90 - 105 дней в зависимости от дня отгрузки. В настоящее время такой порядок уплаты акциза установлен пунктом 2 статьи 204 Кодекса по бензину с октановым числом свыше "80", а по бензину с октановым числом до "80" и дизельному топливу - статьей 23 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", которая действует до 1 января 2002 года.
В целях ускорения поступления в бюджет средств от акцизов на масла и природный газ срок их уплаты предлагается перенести с последнего числа месяца, следующего за отчетным, на 20 число месяца, следующего за отчетным месяцем.
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" обеспечит дополнительные поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в сумме около 25 млрд.рублей, в том числе 10 млрд. рублей за счет индексации специфических ставок акцизов и 15 млрд. рублей за счет увеличения налоговой базы при реализации отбензиненного сухого газа на экспорт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.