Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие предполагаемого законопроекта представляется крайне срочным и необходимым, так как детальная проработка, вступившей в действие с 1 января 2001 года второй части Налогового кодекса Российской Федерации показывает, что статьи Налогового кодекса, касающиеся налогообложения лотерей и выигрышей в лотереях приняты Государственной Думой без должной проработки, экономического обоснования и практическое их применение приведет к катастрофическому снижению интереса к лотереям и их ликвидации, а следовательно к снижению доходов от лотерей, направляемых на социальные цели.
В представленном проекте предлагается устранить выявленные недостатки и ошибки в принятых Федеральных законах по налогообложению лотерей и выигрышей в лотереях, упростить процедуру исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на выигрыши и значительно облегчить налогообложение населения, участвующего в лотереях, за счет собственных средств.
После введения с 1 января 2001 года налога на добавленную стоимость на реализацию лотерейных билетов по налоговой ставке 20 процентов, становится убыточной деятельность организаторов и операторов лотерей, так как стоимость лотерейных билетов является фиксированной и ни одна лотерейная организация в последние годы не имела прибыль, за счет уменьшения, которой можно было бы теперь уплатить налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов.
Кроме того, ранее в соответствии с "Временным положением о лотереях в Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1995 года N 955 и совместным письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 7 июля 1998 года N СШ-6-07/411 и Минфина РФ от 6 июля 1998 года N 04-05-12 из налогооблагаемой базы исключалась сумма, равная призовому фонду лотереи, который не является активом организатора лотереи, что не нашло отражения в части второй Налогового кодекса, а следовательно, налоговое бремя на организаторов и операторов лотерей еще более усиливается.
Ошибочным также является введение в лотереях нового налога на выигрыш любого размера, причем по налоговой ставке 35 процентов.
При этом совершенно не обоснованно в рекламных лотереях, за участие, в которых не взимается плата, выигрыши не превышающие 2000 рублей не облагаются налогом (пункт 28 статьи 217 Налогового кодекса), а в лотереях, за участие в которых гражданин внес плату за счет собственных средств, выигрыши независимо от размера облагаются налогом (статья 224 Налогового кодекса).
Введение статьями 217 и 224 второй части Налогового кодекса разных условий взимания налогов с выигрышей в играх и в конкурсах, проводимых в целях рекламы и лотереях, которые в соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, также являются играми, противоречит основополагающей статье 3 первой части Налогового кодекса, в которой четко записано, что "Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Кроме того, выигрыши в лотереях, призовой фонд которых составляет всего 50 процентов от суммы средств, собранных от продажи билетов, неправомерно рассматривать их как сверхприбыль физического лица и устанавливать на этот доход 35 процентную налоговую ставку, т.е. иную, чем общая налоговая ставка на доходы физического лица в размере 13 процентов.
Бесспорным аргументом в пользу введения в лотереях налоговых ставок в размере 13 процентов является то, что в лотереях участвуют в основном молодежь, служащие и пенсионеры, а не предприниматели и бизнесмены.
Это является еще одним свидетельством того, что предложения по введению налога в размере 35 процентов были произвольными и не имели экономического обоснования, что является нарушением пункта 3 статьи 3 первой части Налогового кодекса.
При введении этого налога совершенно не учли, что в течение года во всех лотереях будет 15-20 миллионов выигрышей, причем, как правило, дважды или более раз - редко кто выигрывает, а также то, что в числе этих выигрышей около 90 процентов составляют выигрыши в размере до 50 рублей.
Несмотря на мизерные доходы, отныне операторы лотерей вынуждены будут завести карточки учета дохода и налога на доходы на каждое лицо получившее такой выигрыш, с истребованием от обладателя выигрышного билета предъявления паспорта или иного документа удостоверяющего личность, и на каждое лицо по итогам года направить в налоговые органы справку о доходах и удержанных налогам при выплате выигрыша.
Создание и обработка такого обилия документов в лотерейных организациях и налоговых органах потребует ничем неоправданных затрат по увеличению штата сотрудников, изготовлению и обработке налоговых карточек и справок о доходах физических лиц. Расчеты показывают, что количество справок направляемых в налоговые органы по сравнению с 2000 годом увеличится в 5-6 раз.
При подготовке 2 части Налогового кодекса не учли также то обстоятельство, что выигрыш в размере до 50 - 100 рублей, особенно в моментальных лотереях, выплачивается немедленно в месте приобретения билета, что является основополагающим принципом организации всех лотерей. При таких условиях проведение подобных лотерей становится весьма затруднительно, так как в большинстве лотерейных киосков нет условий для оформления налоговых карточек.
Устранению этих искусственно созданных проблем, упрощению всей процедуры исчисления, учета и уплаты налога на выигрыши, без снижения возможности контроля за взиманием и уплатой налога на выигрыши, явилось бы принятие предлагаемого дополнения в пункт 4 статьи 226, устанавливающего, что удержание совокупной суммы налога на выигрыши по лотерее производится налоговым агентом из общей суммы выигрышного фонда установленного для каждого тиража лотереи до расчета и выплаты выигрыша налогоплательщику.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации"
Федеральный бюджет не может понести существенных потерь уже потому, что налоги с физических лиц формируют в основном местные бюджеты (пример Омская область - 49,5% областной бюджет; - 49,5% - муниципальные образования; - 1% - федеральный уровень).
В то же время, анализ работы лотерейного рынка Омской области по работе со спортивными лотереями с основным партнером - ОАО "Российские лотереи" (28 лет сотрудничества, 25 % акций - доля государства), генеральным оператором спортивных лотерей (учредитель лотерей - Олимпийский комитет России) - позволяет сделать следующие выводы:
Партнер\Период | 1 кв. - 2000 г. | 4 кв. - 2000 г. | 1 кв. - 2001 г. | |||
ОАО "Российские лотереи" |
184972 руб. |
100% | 231342 руб. |
125% | 92917 руб. |
50% |
И, если учесть, что грубо в расчетах можно принять долю налогового бремени и отчислений на развитие спорта в 25% от объема реализации, при этом 50% выигрышный фонд, то государство получало c 1.000.000 рублей - 250 000 рублей.
С введением с 1 января 2001 года ч.2 Налогового Кодекса по расчетам планировалось получить: 25% прежнее налогообложение + 17,5% (50% - выигрышный фонд x 35% - ставка налога) = 42,5% от объема реализованных билетов.
Из таблицы видно, какая разница между прогнозом и реальностью.
Доход государства за 4 квартал 2000 года: 231342 руб. х 25% = 57836 руб.
Доход государства за 1 квартал 2001 года: 92 917 рублей х 42.5% = 39490 руб.
59 тысяч рублей в 4 квартале и 40 тысяч в 1 квартале 2001 года.
При этом еще и невозможно исполнить закон, - "исчислить и удержать с 5 рублей выигрыша 35% ставку налога, по паспорту заполнить налоговую карту и на следующий день перечислить в бюджет. Ни один вид деятельности не поставлен в такие условия. И это вся процедура предназначена для денежных средств населения, сполна уже налогообложенных.
В телевизионных лотереях - 35% выигрышного фонда, по статистике, являются выигрышами свыше 2000 рублей и налогообложение их по ставке 13% явится добавкой к бюджету и, не только восстановлением, но и увеличением объемов реализации лотерей, а также упрощением налогообложения.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.