Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Для предприятий, осуществляющих геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и их добычу, одной из серьезных проблем является проблема взаимоотношений с органами внутренних дел по вопросам обеспечения охраны добываемого металла. Данная проблема вызвана в первую очередь несовершенством существующей законодательной базы, допускающей различную трактовку ее положений или содержащей довольно абсурдные пункты при безоговорочном их выполнении. Она усугубляется также отсутствием ряда вытекающих из принятых законов подзаконных нормативных актов и применением явно устаревших инструкций. В результате недропользователи зачастую вынуждены выполнять множество лишних мероприятий и объясняться с контролирующими органами не по существу вопроса обеспечения сохранности драгоценных металлов, а по формальным вопросам соответствия или не соответствия инструктивным требованиям. Соответственно и органы МВД концентрируют свое внимание на формальной стороне дела, отвлекаясь от сути решения проблемы предотвращения хищений.
Бывают случаи изъятия драгоценных металлов у добросовестных недропользователей по формальным основаниям нарушения правил охраны и транспортировки, что ведет к задержкам оборота драгоценных металлов и, как следствие, к отрицательным экономическим и социальным последствиям.
В настоящее время в вопросах охраны драгоценных металлов в процессе его добычи, хранения и транспортировки органы МВД и ФСБ помимо Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" руководствуются Инструкцией N 80с от 19.07.77 г. "По обеспечению сохранности золота на горнодобывающих предприятиях цветной металлургии", утвержденной министром цветной металлургии СССР, а также Инструкцией N 113 от 1987 года "По обеспечению сохранности драгоценных металлов, извлекаемых при проведении геологоразведочных работ" и Инструкцией от 11.01.89 г. "Основные требования по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны режимных объектов золотодобывающих предприятий".
Данные инструкции были рассчитаны на крупные предприятия, работающие с большими количествами золота в условиях государственной собственности на драгоценные металлы.
В настоящее время недропользователи являются собственниками добытого металла, и никто не заинтересован в его сохранности больше, чем они сами. Большое количество недропользователей представлено мелкими предприятиями, работающими с незначительными количествами драгоценных металлов. Выполнение существующих законодательных и инструктивных требований зачастую ведет к совершенно неоправданным затратам и организационным осложнениям. Например, законодательно закрепленное требование наличия вооруженной охраны при транспортировке золота вне зависимости от его количества (пункт 2 статьи 29) приводит к тому, что перевозка даже миллиграммов золота без вооруженной охраны незаконна. Исчерпывающий перечень видов транспорта, приведенный в этой же статье, исключает применение других его видов, хотя нередко в этих целях приходится использовать и вездеходы, и трактора, и ручную переноску.
Драгоценные металлы и драгоценные камни не являются предметами повышенной опасности, условия хранения и транспортировки которых должны регулироваться государством (оружие, взрывчатые вещества, ядохимикаты и тому подобное). В то же время драгоценные металлы и драгоценные камни не только являются высокоценной продукцией, но и относятся к валютным ценностям. Соответственно государство заинтересовано и обязано создать собственникам этой продукции условия, позволяющие обеспечить ее сохранность. С этой целью субъектам рынка драгоценных металлов должно быть предоставлено право использования оружия и спецсредств для обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней. И право самим определять, в какой мере этим правом воспользоваться в том или ином случае, исходя из конкретных условий и обстоятельств.
Следует отметить также, что в вопросе обеспечения сохранности драгоценных металлов основная проблема связана не с охраной, а с учетом их движения на всех этапах добычи и переработки.
Основная часть предлагаемых поправок, не снимая с недропользователей обязанности обеспечить учет и сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней, предоставляет им право выбора средств обеспечения сохранности в рамках предоставляемых законодательством возможностей (поправки 1, 2, 5).
Поправка 3 создает возможность привлечения к охране в необходимых случаях частных охранников.
Поправка 4 устанавливает связь со статьей 15 (пункт 4, подпункт 7) и исключает иное толкование пункта 5 статьи 17.
И.о. председателя |
В.Н. Разумов |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Предлагаемый законопроект не предполагает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
Председатель |
И.С.Розенблюм |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.