Проект федерального закона N 99060013-2
"Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
в третьем чтении
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Статья 1. Понятие аудиторской деятельности
1. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).
2. Аудит осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о финансовом и имущественном положении, а также о результатах хозяйственной деятельности аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
4. Аудит не подменяет государственный контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
5. Аудиторские организации и предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
6. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества и оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
7. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности
1. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Особенности правового положения организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
2. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства об аудиторской деятельности.
4. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.
Статья 3. Аудитор
1. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
2. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
3. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Статья 4. Аудиторская организация
1. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
2. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
4. Не менее 50 процентов штата аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.
5. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.
Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случаях:
непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих (либо могущих оказать) существенное влияние на мнение аудиторских организаций или индивидуального аудитора о степени достоверности отчетности аудируемого лица;
5) иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором на оказание аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему федеральному закону.
2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором на оказание аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо заключившее договор оказания аудиторских услуг имеет право:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный в договоре на оказание аудиторских услуг;
3) иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором на оказание аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации;
2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо заключившее договор оказания аудиторских услуг обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для аудиторов сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений определенные договором на оказание аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 7. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации (индивидуального предпринимателя) от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год, превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или суммы активов баланса, превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий, законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.
5) обязательный аудит в отношении этих организаций, предусмотрен федеральным законом.
2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Аудит лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Аудиторская тайна
1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых организаций и лиц, которым они оказывали сопутствующие аудиту услуги.
2. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии третьим лицам либо разглашать содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее именуется - уполномоченный федеральный орган) и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
4. В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, аудируемое лицо, либо лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и для аудируемых лиц, за исключением положений этих документов, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и их требования не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.
6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральными правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, кроме планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского отчета, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Статья 10. Аудиторское заключение
1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
2. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение
1. Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов предоставленных для проверки, рассмотренных индивидуальным аудитором или аудиторской организацией в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
2. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирования у него квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
1. Аудит не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых организаций, их должностных лиц, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
2. Порядок, выплаты и размер и денежного вознаграждения индивидуальным аудиторам и аудиторскими организациями за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются в договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита
При проведение обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны создать и поддерживать внутреннюю систему контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к такой системе, регламентируются уполномоченным федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников таких объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В случае обнаружения в ходе проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов, и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено в установленном настоящим Федеральным законом порядке взыскание вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.
Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
2. Обязательными требованиями к кандидатам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к кандидатам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным органом.
3. Каждый аттестованный аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 настоящего Федерального закона;
4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона.
2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
3. Аудитор, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
4. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 5 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществлении аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об отзыве аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществлении аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.
Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности
1. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
2. Датой получения индивидуальным аудитором или аудиторской организацией лицензии на право осуществления аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
3. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения требуемой лицензии.
Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности
1. Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.
2. Основными функциями федерального органа являются:
издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
определение объема и разработка порядка предоставления федеральному органу отчетности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, и финансовой отчетности;
ведение государственных реестров аттестованных аудиторов индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, некоммерческих аудиторских организаций и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом и предоставление информации содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
аккредитация некоммерческих аудиторских организаций.
Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе
1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности федеральным органом создается совет по аудиторской деятельности при этом органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем федерального органа.
2. Совет по аудиторской деятельности:
принимает участие в подготовке, предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений федерального органа;
разрабатывает общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на утверждение федеральным органом;
рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа;
а также осуществляет другие функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
3. Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
4. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента от общего состава совета.
5. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.
Статья 20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения
1. Аккредитованным профессиональным аудиторским объединением именуется объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов стандарты (правила) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившего аккредитацию в федеральном органе.
2. Некоммерческая аудиторская организация, удовлетворяющая указанным требованиям, членами которого являются не менее 1 000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.
Для целей настоящего Федерального закона под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимается официальное признание и регистрация этим органом профессиональных объединений.
Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности.
3. Каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор могут являться членом по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой федеральным органом;
в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченным федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности;
ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
ходатайствовать перед федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
всемерно содействовать развитию аудиторской профессии и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
защищать общие профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим аудиту услугам;
представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
5. При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора такая аудиторская организация или такой индивидуальный аудитор исключается из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений без права повторного вступления как в эти аккредитованные объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите
1. Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующий лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 установленных минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.
3. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влечет взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
4. Взыскание штрафов, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, производится в судебном порядке на основании постановления федерального органа о привлечении к ответственности за правонарушения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон, за исключением статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Положения статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18 вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положения пункта 6 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу через два года с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть выданы новые лицензии, предусмотренные в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о лицензировании.
4. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона аудиторские организации должны привести свои учредительные документы и кадровый состав в соответствие с требованиями, установленными статьей 4 настоящего Федерального закона.
5. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.