Пояснительная записка
к проекту Федерального Закона "О материально-техническом обеспечении
агропромышленного комплекса в рыночных условиях"
Проект Федерального Закона "О материально-техническом обеспечении агропромышленного комплекса в рыночных условиях" разработан в развитие Федерального Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства".
Законопроект подготовлен депутатами Государственной Думы Российской Федерации при участии ученых Российской академии сельскохозяйственных наук, специалистов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и АООТ "Росагроснаб" с привлечением широкого круга работников научно-исследовательских институтов и практиков.
Необходимость принятия данного закона обусловлена несколькими факторами.
В условиях перехода экономики страны к рыночному механизму хозяйствования особое значение приобретает сфера обращения средств производства, как связующее звено между основными субъектами рынка материально-технических ресурсов - производителями средств производства и предприятиями АПК, фермерскими хозяйствами, являющимися потребителями этих ресурсов.
Реформирование агропромышленного комплекса привело к коренным изменениям его инфраструктуры и механизма хозяйственных связей. Резко снизилось участие государства в регулировании процессов обращения средств производства для АПК, увеличился диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, нарушился эквивалентный обмен между АПК и промышленностью. Так за период 1992 - 1996 г.г. цены на продукцию села выросли менее чем в тысячу раз, а на промышленные средства производства для АПК более чем в 4 тысячи раз.
Это привело к резкому падению платежеспособного спроса хозяйств и предприятий АПК на материально-технические ресурсы, уменьшению объемов их производства и поставок агропромышленному комплексу страны.
Общие объемы поставок селу новой техники и других материально-технических ресурсов снизились в 1996 году до 4 - 15% от уровня 1990 года.
Уменьшение парка машин и других ресурсов интенсификации на селе более чем в 2 раза привело за 90-е годы к аналогичному спаду производства продовольствия. Например, в 2000 году особо благоприятном по климатическим условиями, в определенной мере, подобном 1990 году, производство зерна сократилось на 55 млн. тонн или почти на 5,5 млрд. долларов США.
Такова цена потерь страны из-за слабого материально-технического обеспечения сельского хозяйства.
В Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы поставлена задача определения реальных источников формирования материально-технической базы сельского хозяйства.
Однако, в действующем законодательстве в настоящее время отсутствуют нормативные акты, регулирующие взаимоотношения субъектов рынка материально-технических ресурсов в АПК с учетом его особенностей, а также определяющие роль государства в воздействии на сферу обращения средств производства, их эффективное использование.
Представленный законопроект устраняет имеющийся пробел в законодательстве Российской Федерации.
Законопроект устанавливает правовые основы взаимоотношений участников рынка материально-технических ресурсов в агропромышленном комплексе и регулирующую роль государственного воздействия на формирование и функционирование этого рынка в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Законопроект состоит из 9 глав и включает краткую преамбулу и 23 статьи.
В первой главе приводятся общие положения, основные понятия и определения, применяемые в настоящем Законе. Излагаются основные задачи формирования регулируемого рынка материально-технических ресурсов.
Во второй главе изложены основные положения по формированию финансово-экономической среды материально-технического обеспечения АПК. Главные из них - проведение государством через действия Правительства Российской Федерации стимулирующей техническое оснащение села амортизационной политики, введение ускоренной амортизации активных фондов и использование их по прямому назначению. Расчетно, в настоящее время в себестоимость продовольствия закладывается более 15 млрд.рублей на техническое обновление, но используются они не по назначению. При ускоренной, например, 5-летней амортизации машин на эти цели можно будет расходовать до 25 - 30 млрд. рублей или около 35 - 45% от потребности. Справочно, стоимость обновленного парка машин на селе оценивается в 620 - 630 млрд. рублей.
Правительство Российской Федерации наделяется правом формирования федерального финансового ресурса технического перевооружения сельского хозяйства (ФРТП) с определением структуры его сосредоточения.
Часть средств (до 10%), поступающих в бюджет в связи с защитой сельскохозяйственных и машиностроительных товаропроизводителей от импорта продовольствия и техники должна быть целевым назначением направлена на оздоровление собственного производства.
На эти цели должны расходоваться и до 50% налогов на землю, которые целесообразно увеличить. Суммарно отчисления в ФРТП оцениваются около 28 млрд. рублей в год. Из них половина должна направляться на лизинг техники и столько же на целевое кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей (на приобретение запасных частей и ГСМ).
До 1% федерального бюджета или до половины средств, предусмотренных для кредитования АПК (оценочно, около 8 млрд. рублей), целесообразно направлять на главную затратную часть - восстановление технического уровня аграрного производства. Без такого участия государства не состоится продовольственная безопасность страны.
Определена и правовая основа минимизации вложений в создание новой техники для села. Субсидии на опытно-конструкторские работы при этом не превысят 1/300 части затрат бюджета на эти цели.
В законопроекте содержатся рекомендации субъектам Российской Федерации участвовать в целевом финансировании материально-технического обеспечения АПК.
Третья глава законопроекта посвящена вопросам регулирования, формирования и функционирования рынка средств производства в АПК. Приведены основные направления воздействия государства на эти процессы, определяются функции сторон, участвующих в них. Отражены вопросы создания и функционирования системы оптовых рынков материально-технических ресурсов в АПК. Приведены мероприятия по стабилизации рынка средств производства, лицензированию оптовой торговли в интересах защиты сельских товаропроизводителей.
С учетом особенностей сельскохозяйственного производства сформулированы основы лизинговых поставок АПК техники и иных ресурсов, кредитования сезонных затрат, формирования необходимых сезонных запасов и резервов материально-технических средств для преодоления стихийных бедствий, льготы по налогообложению предприятий сферы ресурсного обеспечения АПК.
Определены основные направления развития мелко-оптовой и розничной торговли товарами производственно-технического назначения на селе с целью приближения ее к конечным потребителям: предприятиям АПК, фермерским и приусадебным хозяйствам.
В четвертой главе законопроекта предусмотрена организационно-правовая основа реформирования сферы материально-технического обеспечения АПК путем создания системы дилерства в интересах аграрных товаропроизводителей различной специализации, территориального размещения и отраслевой принадлежности. При этом за основу взяты положительный отечественный опыт функционирования дилерских предприятий, многолетняя практика их работы и правовая их обеспеченность за рубежом.
В пятой главе изложены основы государственного регулирования отношений в сфере производства основных материально-технических ресурсов производственного назначения и ответственность изготовителей перед товаропроизводителями - потребителями этих ресурсов.
Шестая глава посвящена вопросам внешнеэкономических связей в процессе обеспечения АПК материально-техническими ресурсами, мерам защиты интересов отечественных товаропроизводителей.
В седьмой главе дана основа научного и информационного обеспечения системы материально-технического обеспечения АПК.
Принятие предложенного проекта Федерального закона позволило бы расширить законодательную базу в сфере обращения средств производства для АПК, конкретизировать положения, учитывающие особенности формирования и функционирования рынка материально-технических ресурсов в агропромышленном комплексе страны и сделать новый шаг в развитии сельскохозяйственного производства.
Расчетно, эффект от реализации положений законопроекта, восстановления эффективного функционирования инженерно-технической системы АПК оценивается ростом в 1,5 - 1,8 раза объемов производства сельскохозяйственной продукции, доведением продуктивности, например, в зерновом хозяйстве до 18 - 19 ц/га, удоя коров - до 3000 - 32000 кг/гол. При этом законопроект исходит из главного положения, что состояние материально-технической базы АПК определяет степень технологического обустройства и, как следствие, уровень его доходности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального Закона "О материально-техническом обеспечении
агропромышленного комплекса в рыночных условиях"
В действующем законодательстве в настоящее время отсутствуют нормативные акты, регулирующие взаимоотношения субъектов рынка материально-технических ресурсов в АПК с учетом его особенностей, а также определяющие роль государства в воздействии на сферу обращения средств производства.
Предложенный проект федерального закона ликвидирует пробел в федеральном законодательстве в этом плане и позволит органам государственной власти расширить деятельность в сфере обращения средств производства для агропромышленного комплекса, конкретизировать положения, учитывающие особенности формирования и функционирования рынка материально-технических ресурсов в агропромышленном комплексе страны и сделать новый шаг в развитии сельскохозяйственного производства.
Реализация настоящего законопроекта требует ассигнований из государственного бюджета прежде всего для финансирования федеральных целевых программ, для отраслей АПК как по линии финансирования непосредственно сельского хозяйства, так и промышленности в части реализации программ производства продукции сельхозмашиностроения и техники для переработки сельхозпродукции.
Эти средства не могут рассматриваться как дополнительные к выделяемым из бюджета на эти же цели в настоящее время, поскольку законопроектом не фиксируются конкретные программы, осуществляемые в этой отрасли. Однако выделение средств на эти программы должно сопровождаться непременными условиями первоочередного и гарантированного финансирования.
Объем ассигнований на выполнение федеральных программ в сфере АПК по проведенной оценке, должен быть не менее 5 млрд.рублей. Только в этом случае будут созданы условия для обеспечения продовольственной безопасности страны и устойчивого развития этого сектора экономики страны.
Кроме этого, реализация ряда мероприятий законопроекта потребует выделение бюджетных средств на возвратной основе в рамках уже существующих форм и методов. В первую очередь речь идет о выделении средств в федеральный лизинговый фонд в размерах, обеспечивающих хотя бы простое воспроизводство в аграрном секторе страны. Общая сумма лизингового фонда с учетом инфляции должна составлять не менее 20 млрд. рублей.
Многолетние статистические данные показывают, что для ликвидации регулярно повторяющихся стихийных бедствий на цели ликвидации ущерба необходимо направлять МТР для формирования страховых запасов на сумму до 1 млрд.руб. в год.
Помимо этого государство должно взять на себя обязательства по:
- формированию уровня цен на реализуемые АПК МТР, позволяющего осуществить расширенное воспроизводство и поддерживать ценовой паритет между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
- повышению платежеспособности сельских товаропроизводителей за счет компенсации части затрат на приобретение МТР, иных видов дотаций и компенсаций, гибкой амортизационной политики, развития и поддержки рынка сельскохозяйственной продукции;
- регулированию транспортных и энергетических тарифов особенно в период проведения основных видов сельхозработ;
- установлению наценок и скидок для организаций, занимающихся материально-техническим обеспечением предприятий АПК и созданием резервов МТР для ликвидации последствий стихийных бедствий и формированием сезонных запасов;
- установлению дотаций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям для покупки горюче-смазочных материалов.
Предприятиям машиностроения, осуществляющим поставку техники и оборудования сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга предоставить льготу по снижению ставки НДС до 10 процентов. Общая сумма этих льгот ориентировочно должна составить порядка 5 млрд.рублей.
Непосредственно на цели реализации законопроекта в части развития материально-технической базы предприятий, составляющих организационную структуру рынка МТР потребуется по предварительным оценкам порядка 1 млрд. рублей.
Таким образом, в случае принятия рассматриваемого законопроекта для его реализации потребуется выделение из государственного бюджета по всем уже существующим основаниям до 29 млрд. рублей, дополнительно порядка 1 млрд. рублей на развитие материально-технической базы предприятий снабжения АПК, организацию МТС и оптовых рынков, а также предоставление льгот на сумму до 5 млрд.рублей.
Расчетно, эффект от реализации положений законопроекта, восстановления эффективного функционирования инженерно-технической системы АПК оценивается ростом в 1,5 - 1,8 раза объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием данного закона
Реализация данного Федерального закона не потребует отмены, приостановления, изменения, дополнения действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.