Пояснительная записка
к проекту Федерального Закона "О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов"
1. Обоснование необходимости принятия данного Закона
2. Цели и задачи принятия Закона
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования
и место законопроекта в системе действующего законодательства
5. Финансово-экономическое обоснование
6. Ожидаемые социально-экономические последствия
1. Обоснование необходимости принятия данного Закона
Настоящий законопроект разработан в связи с необходимостью издания единого нормативного документа законодательного уровня. обеспечивающего сохранение осетровых рыб, и рациональное использование их запасов в интересах Российской Федерации как государства происхождения.
Запасы осетровых рыб представлены наиболее ценным видом рыб, приносящим государству происхождения значительную экономическую выгоду. Понимание значимости этого вида рыб для экономики государства происхождения обусловило разработку и принятие мировым сообществом в рамках конвенции ООН по морскому праву специального режима их сохранения и использования.
Каспийские осетровые являются золотым фондом отечественной и мировой ихтиофауны, национальным достоянием России; значительны запасы осетровых, происходящие из водоемов России, в Азовском море.
Вместе с тем сегодня наблюдается обвальное падение уловов осетровых на Волге: с 16,7 тыс.т в 1983 году до 2,0 тыс.т. в 1994 году.
Причин сложившейся ситуации несколько: это резкое ухудшение экологической обстановки, активизация браконьерского промысла как иностранными, так и отечественными пользователями, отсутствие единого нормативного документа, регулирующего все вопросы сохранения, рационального использования запасов осетровых рыб и управления ими.
2. Цели и задачи принятия Закона
В этих условиях целью настоящего Закона является установление режима сохранения, рационального использования запасов осетровых рыб, образующихся в реках Российской Федерации, и управления ими.
Разработкой и принятием настоящего Закона предполагается решить задачу имплементации в российское законодательство норм международного права, регулирующих данную сферу отношений, систематизации действующих и восполнения отсутствующих норм в российской нормативно-правовой системе, более четкой реализации соответствующих положений Конституции Российской Федерации.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Настоящий Закон определяет режим сохранения осетровых рыб и рационального использования их запасов, образующихся в водах Российской Федерации, и управления этими запасами.
Сфера действия настоящего Закона распространяется на все воды под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации, где обитают и мигрируют осетровые рыбы, а также за пределами указанных вод в сфере обеспечения выполнения правил, касающихся указанных видов в соответствии с международными договорами.
Закон фиксирует точный перечень видов рыб, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации; устанавливает запрет морского промысла указанных видов и уточняет районы, где такой промысел возможен; формирует права и обязанности Российской Федерации и ее субъектов в отношении запасов осетровых рыб, определяет меры, необходимые для сохранения этих рыб и среды их обитания, и вводит в этих же целях запреты на определенные виды деятельности; устанавливает виды и порядок использования запасов осетровых рыб.
Впервые в нормативной практике нашего государства вводятся такие положения как запрет удержания на борту рыболовного судна осетровых рыб, добытых в качестве случайного изъятия при промысловой деятельности, направленной на другие виды рыб: обязанность сведения к минимуму случайного изъятия, а также запрет торговли осетровыми, добытыми в нарушение положений Закона.
Предлагается законодательно закрепить положения о том, что при отказе какого-либо прикаспийского государства от промысла осетровых, происходящих из рек Российской Федерации, Российская Федерация может осуществлять промысел осетровых для такого государства в своих реках и их устьях или возмещать на договорной основе определенную часть их стоимости. Вывоз выловленной или обработанной рыбы, включая икру, в этих случаях осуществляется на безлицензионной основе, а также без обложения таможенными пошлинами и иными налогами Российской Федерации.
Это положение призвано сыграть решающую роль в предотвращении промысла каспийских осетровых за пределами рек происхождения и тем самым решить проблему пресечения неконтролируемого промысла.
В Законе предполагается детально разработать систему обеспечения выполнения его положений и установить меры ответственности за их нарушение. Учитывая ценность осетровых рыб, предлагается установить новую шкалу штрафов, отвечающую ситуации настоящего времени.
4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Важнейшим документом в части, регулирующей вопрос сохранения запасов осетровых рыб, образующихся в реках Российской Федерации, является Конституция России, устанавливающая на них федеральную собственность. Настоящий Закон призван детализировать ее положения. В нем также конкретизируются и развиваются положения Закона Российской Федерации "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
5. Финансово-экономическое обоснование
Принятие законопроекта не приведет к прямому росту расходов из федерального бюджета. Закон будет направлен на упорядочение сохранения осетровых рыб и рациональное использование их запасов. Сохранение и восстановление запасов в перспективе должно привести к росту доходов местного и федерального бюджета за счет увеличения вылова осетровых рыб и реализации продукции из них. Важно отметить, что принятие закона не потребует создания новых административных органов, не расширяет сферы действия органов по охране ресурсов.
6. Ожидаемые социально-экономические последствия
Социальные последствия от принятия такого закона должны быть самые благоприятные. Восстановление запасов указанных видов рыб позволит прибрежному населению на прочной основе заниматься хозяйственной деятельностью, решить проблему занятости, проблему экономическ ого развития регионов, где рыболовство является ведущей отраслью, в частности и Российской Федерации в целом.
Председатель |
В.П.Зволинский |
Перечень
нормативных, правовых актов, в которые необходимо внести изменения в связи с принятием Закона Российской Федерации "О сохранении осетровых рыб и использовании их запасов"
1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г. (дополнение).
2. Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" ст.220 (дополнение в части усиления административной ответственности).
3. Уголовный Кодекс РСФСР ст.ст.163, 165 и 223 (дополнение в части усиления уголовной ответственности).
4. Закон Российской Федерации "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях" от 14.07.92 г.
5. Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15.09.58 г. (дополнение).
6. Перечень рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 26.10.73 г.
7. Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1991 г. (дополнение).
Председатель |
В.П.Зволинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.