Проект федерального закона N 90060840-3
"Об экологической культуре"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для принятия
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, возникающие в процессе формирования в обществе экологической культуры, а также определяет основные принципы государственного регулирования в этой области, направленного на реализацию в Российской Федерации конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности страны и каждого человека.
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Экологическое образование и просвещение как (ст.ст. 5-14)
основа экологической культуры общества
Глава III. Управление в области экологической культуры (ст.ст. 15-23)
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере (ст. 24)
экологической культуры
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 25-26)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека;
управление в области экологической культуры - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для формирования общественного экологического сознания через систему непрерывного экологического образования и просвещения координации деятельности юридических и физических лиц по развитию экологической культуры каждого человека и общества в целом;
экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;
экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре
1. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации об охране окружающей природной среды, образовании, особо охраняемых природных территориях, общественных объединениях, о безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области экологической культуры, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры
Основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:
1. Системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения:
формирование, в первую очередь у обучающихся в системе образования, ценностных ориентации и нравственных норм поведения, а также получение знаний и практических навыков в области экологии, экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей природной среды;
преподавание предмета/курса и/или введение самостоятельной образовательной области "Экология" в образовательных учреждениях Российской Федерации на всех уровнях системы образования в соответствии с утвержденными учебно-методическими материалами;
экологизация учебных предметов системы образования Российской Федерации;
создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов и программ экологической направленности;
включение вопросов экологии и экологической безопасности в программы подготовки специалистов для системы образования, а также в программы послевузовского образования и для сдачи государственных экзаменов по специальности на соискание ученой степени бакалавра, специалиста, магистра, кандидата наук;
экологическое просвещение населения, воспитание основ экологической культуры во всех сферах жизни и деятельности;
2. Обязательность необходимой экологической подготовки руководящих работников, научных работников и специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов, ведущих эколого-просветительскую деятельность; включение в перечень обязательных требований экологической аттестации руководителей и специалистов лицензируемых видов деятельности, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье людей.
3. Согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
4. Государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности по развитию экологической культуры в Российской Федерации, направленная на решение задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.
5. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры.
Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Сферой применения настоящего Федерального закона является система непрерывного экологического образования и просвещения, представляющая собой совокупность системы образования Российской Федерации, информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации, а также управление в области экологической культуры.
2. Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сеть библиотек и средств массовой информации, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также на общественные организации и на каждого человека.
Глава II. Экологическое образование и просвещение как основа
экологической культуры общества
Статья 5. Экологическое образование в образовательных учреждениях Российской Федерации
Для формирования в обществе экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и обучение, как неотъемлемая составляющая системы образования.
Статья 6. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов
В федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в установленном порядке включается самостоятельная образовательная область "Экология" и/или предметы/курсы, касающиеся проблем устойчивого развития, охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности, менеджмента экологических программ и т.п.
Статья 7. Дошкольное экологическое воспитание
1. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.
2. Родители или заменяющие их лица, а также работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, в том числе к природе. А именно:
развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и ее представителям, чувство гордости за родную природу, а также формировать у них навыки бережного отношения к окружающей природной среде, в том числе к животным и растениям;
формировать культуру потребления, включая необходимость вторичного использования бытовых отходов и обращения с ними, экономного использования воды, источников энергии, продуктов питания, а также культуру повседневного поведения.
3. Аттестация дошкольных образовательных учреждений производится при наличии программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей, экологического паспорта дошкольного учреждения, а также штатного воспитателя-эколога.
Статья 8. Школьное и дополнительное экологическое образование
1. В целях становления экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие в окружающей среде, в основные и дополнительные общеобразовательные программы включается образовательная область "Экология" и/или вводится предмет "Экология", а также специальные и интегрированные учебные предметы и курсы экологического содержания.
2. В Российской Федерации в установленном порядке осуществляется государственная поддержка дополнительного экологического образования, проводимого:
детскими экологическими организациями;
экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков:
детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов и др.;
школьным экологическим мониторингом.
Статья 9. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе
В целях подготовки по основным направлениям общественно-полезной деятельности экологически грамотных работников и специалистов начального и среднего звена, формирования у обучающихся культуры производства, поведения на рабочем месте и в быту, чувства ответственности за сохранение окружающей природной среды в программах начального и среднего профессионального образования вводится предмет "Экология", а также общие, специализированные и специальные экологические программы и курсы.
Статья 10. Экологическое образование в высших учебных заведениях
1. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем:
формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей;
вовлечения в практическую природоохранную деятельность;
развития представлений о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем.
2. В профессионально-образовательные программы высшего педагогического образования вводятся предметы базовой эколого-педагогической подготовки, а также комплексная программа непрерывной экологической подготовки студентов.
3. В высших учебных заведениях страны могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры по экологии для подготовки специалистов-экологов, а также для подготовки специалистов по эколого-просветительской работе.
Статья 11. Экологическая подготовка руководящих работников и специалистов
1. Руководящие работники и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей воздействие на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.
2. В Российской Федерации проводится профессиональная экологическая подготовка и переподготовка лиц, не имеющих высшего экологического образования, равно как повышение квалификации в области экологии и природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности преподавателей образовательных учреждений всех уровней, в том числе для системы профессиональной переподготовки, а также работников культуры и просвещения, физической культуры и спорта с выдачей им соответствующих документов (сертификатов) об экологическом/эколого-педагогическом образовании.
3. Для замещения должностей государственных служащих органов всех уровней власти, регулирующих вопросы деятельности учреждений, организаций и предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду и здоровье человека, обязательно образование по специальностям экологического профиля.
Статья 12. Экологическое самообразование
1. Граждане Российской Федерации независимо от возраста могут самостоятельно повышать уровень личной экологической культуры, способствуя тем самым развитию в обществе экологической культуры.
2. В целях обеспечения условий для экологического самообразования граждан Российской Федерации органами местного самоуправления в установленном порядке может осуществляться государственная поддержка развития различных форм и учреждений экологического самообразования граждан (открытых народных университетов, дистанционного экологического образования через компьютерные сети и другие средства телекоммуникации, постоянно действующих лекториев, музеев, кружков, клубов по интересам, выставок, семинаров, конференций и т.п.).
Статья 13. Экологическое образование в Вооруженных Силах и приравненных к ним образованиях
1. В целях формирования экологического сознания, высокого уровня экологической культуры военнослужащих, а также для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, снижения экологического риска на территориях дислокации войск (сил) вводится система экологического образования как составная часть и одно из приоритетных направлений военного образования в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, внутренних войск России и приравненных к ним образованиях, а также системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. А именно:
развитие системы экологического обучения и воспитания Вооруженных Сил как неотъемлемой части системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и просвещения личного состава в области экологической безопасности;
подготовка специалистов с высшим военным и высшим военно-специальным образованием в области организации и обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил России, включая стратегическое, оперативное развертывание и боевые операции на театре военных действий с развитой инфраструктурой;
экологическая подготовка специалистов для органов военного управления и войск (сил);
профессиональная военно-экологическая подготовка военнослужащих в высших военных учебных заведениях России путем преподавания военно-экологических дисциплин;
экологическая подготовка студентов на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальности "военная экология";
подготовка преподавательских и научных кадров для организации экологического образования и научных исследований в области экологии в Вооруженных Силах и высших военных учебных заведениях;
проведение регулярных эколого-образовательных семинаров, совещаний в военных округах, флотах и гарнизонах с участием природоохранных органов и органов управления образованием;
экологическая подготовка в общественных и общественно-государственных объединениях, осуществляющих подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
Статья 14. Экологическое просвещение
1. В целях обеспечения конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Российской Федерации осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотеки, лектории и иные объекты информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации.
2. Средства массовой информации, в соответствии с их компетенцией, осуществляют распространение и пропаганду экологических знаний, информации, включая рекламу, о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности посредством выпуска специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологизированных программ и передач.
3. Библиотеки на территории Российской Федерации являются центрами экологической культуры. В этих целях публичные и научные библиотеки комплектуют экологические структуры, формируют банки данных о состоянии окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией.
4. Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки и др.) как объекты общенационального культурно-исторического достояния народов Российской Федерации осуществляют эколого-просветительскую деятельность. В этих целях осуществляется:
организация постоянно действующей системы экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедников и национальных парков России, создание в них соответствующих структурных подразделений, информационно-просветительских центров и музеев природы;
разработка и реализация эколого-просветительских программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в регионе, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;
создание условий для проведения летних экологических практикумов, в первую очередь для учащихся школ, профессиональной стажировки педагогов и студентов;
развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения.
5. Совершенствование методических и организационных основ музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы и экологических принципов рационального природопользования, организация банков данных для массового потребителя экологической информации, проведение всероссийских и региональных конкурсов для работников заповедников, музеев и библиотек на лучшую экспозицию и организацию эколого-просветительской работы с населением, в том числе со школьниками и студентами, а также для освещающих экологические проблемы журналистов на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу.
Глава III. Управление в области экологической культуры
Статья 15. Государственное регулирование деятельности в области экологической культуры
Государственное регулирование деятельности в области экологической культуры осуществляет Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе единой государственной экологической политики и в соответствии со своими полномочиями.
Статья 16. Полномочия Российской Федерации
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации по созданию условий формирования в России экологической культуры относятся:
осуществление в целом государственного регулирования по развитию в Российской Федерации экологической культуры;
разработка основных направлений государственного регулирования в области экологической культуры;
создание единой государственной системы информационного обеспечения деятельности в области экологической культуры;
координация деятельности федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного экологического образования и просвещения;
разработка и реализация федеральной целевой программы экологического образования и просвещения, иных целевых и отраслевых федеральных программ, содержащих вопросы экологического образования и просвещения;
формирование в уставленном порядке федерального бюджета в части расходов на развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения;
участие в разработке и реализации международных программ по развитию экологической культуры;
установление порядка и определение условий проведения аттестации по вопросам профессиональной экологической подготовки государственных служащих и специалистов организаций, связанных с деятельностью, оказывающей воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов системы образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и средств массовой информации;
руководство в пределах своей компетенции системой непрерывного экологического образования и просвещения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
контроль за исполнением настоящего Федерального закона.
2. Координацию действий по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования деятельности в области экологической культуры осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит:
разработка основных направлений государственного регулирования в области экологической культуры;
управление системой непрерывного экологического образования и просвещения на территории Российской Федерации;
координация действий федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного экологического образования и просвещения.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области экологической культуры, действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Полномочия субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию в регионе экологической культуры относятся:
государственное регулирование деятельности по развитию в регионе экологической культуры;
развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения;
реализация в пределах своей компетенции федеральной целевой программы экологического образования населения России;
включение вопросов развития экологической культуры в целевые и иные программы развития региона.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации на своей территории обладают всей полнотой государственной власти в вопросах непрерывного экологического образования и просвещения в целях развития в обществе экологической культуры.
Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления ответственны за развитие экологической культуры населения на своей территории, включая:
реализацию права граждан на получение установленного настоящим Федеральным законом экологического образования в подведомственных им образовательных учреждениях, в том числе дошкольных;
экологическое просвещение населения через местные средства массовой информации, библиотеки, музеи, учреждения культуры и производства, спорта и туризма, а также по месту жительства в целях формирования у людей устойчивого стереотипа экологически сообразного поведения людей во всех сферах жизни и деятельности;
формирование местных бюджетов в части расходов на экологическое образование и просвещение, фондов развития экологической культуры, а также установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие в обществе экологической культуры.
2. Органы местного самоуправления в установленном порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых материальных и финансовых средств для осуществления государственного регулирования деятельности в области экологической культуры, в частности для организации:
процесса непрерывного экологического образования и просвещения в соответствии с их компетенцией в информационном экологообразовательном пространстве Российской Федерации;
консультационных услуг по вопросам экологического образования и просвещения. В этих целях могут создаваться консультационные советы.
3. Органы местного самоуправления могут реализовывать указанные полномочия и в пределах своей компетенции, в том числе включая конкретные программы дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей, экологическому просвещению населения, экологической культуре в муниципальные (местные) планы и программы.
Статья 19. Участие общественных объединений и граждан
1. Общественные объединения и граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в развитии основ экологической культуры в обществе, в том числе имеют право:
участвовать в конкурсах по разработке и реализации программ экологического образования и просвещения;
осуществлять общественный контроль за развитием экологического образования и просвещения в целях формирования в обществе основ экологической культуры;
создавать общественные фонды экологической культуры, иные структуры по экологическому просвещению населения;
запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления этой деятельности.
2. Религиозные объединения, действующие на территории Российской Федерации, могут участвовать в духовно-нравственном воспитании и экологическом просвещении населения в целях формирования в обществе основ экологической культуры, а также готовить в подведомственных им учебных заведениях специалистов в области экологической культуры на основании государственной лицензии в соответствии с государственными образовательными стандартами и законодательством Российской Федерации об образовании.
Статья 20. Консультационные советы
Для содействия государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственных полномочий по развитию в обществе экологической культуры, а также для оказания гражданам и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам экологического образования и просвещения при указанных органах могут создаваться государственно (и/или муниципально)-общественные консультационные советы.
Деятельность консультационного совета определяется положением, утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего уровня.
В состав консультационных советов могут входить специалисты, обладающие знаниями и опытом в сфере экологического образования и просвещения, охраны окружающей среды и природных ресурсов, природопользования и экологической безопасности, культуры и спорта.
Статья 21. Финансирование деятельности по развитию в Российской Федерации экологической культуры
1. Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий развития в Российской Федерации системы непрерывного экологического образования и просвещения в целях формирования в обществе экологической культуры.
Бюджетное финансирование деятельности по развитию в обществе экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях развития в обществе экологической культуры распределение расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации осуществляется посредством структурного уточнения и дифференциации средств в пределах планируемых по ведомственной структуре расходов на образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, библиотеки, музеи и постоянные выставки, средства массовой информации, гражданскую оборону, по федеральным целевым программам и федеральным программам развития регионов, по целевым бюджетным фондам, а также за счет дополнительных доходов федерального бюджета в указанных разделах и подразделах названной классификации.
2. Организационное, финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное, научное и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного экологического образования и просвещения в целях развития в Российской Федерации основ экологической культуры, может устанавливаться федеральной целевой программой экологического образования и просвещения, принимаемой федеральным законом.
3. Иные федеральные целевые и отраслевые программы включают вопросы экологического образования и просвещения.
Порядок и объемы финансирования федеральных целевых и отраслевых программ, включающих вопросы экологического образования и просвещения, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Вопросы экологического образования и просвещения в качестве основы формирования в обществе экологической культуры включаются в целевые региональные программы субъектов Российской Федерации, утверждаемые к бюджетному финансированию на соответствующий финансовый год.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации, ведущие деятельность в области экологической культуры, тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению.
6. В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица могут объединять денежные и материальные средства для совместной поддержки деятельности в области экологической культуры.
7. Расходы на развитие в Российской Федерации экологической культуры могут финансироваться также за счет средств экологических фондов Российской Федерации, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития экологической культуры некоммерческим организациям, ведущим деятельность в области экологической культуры, а также физическим лицам и юридическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие экологической культуры на территории Российской Федерации, предусматриваются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами образования и науки, культуры и спорта, охраны окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности.
Правительство Российской Федерации в установленном порядке публикует информацию о ходе развития в Российской Федерации экологической культуры.
Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение настоящего Федерального закона влечет ответственность в соответствии с уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры
Статья 24. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры
Международное сотрудничество в сфере экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация участвует в международных проектах и программах в сфере экологической культуры.
Глава V. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.