Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об экологической культуре"
1. О необходимости развития в Российской Федерации экологической культуры
Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны.
Низкий уровень экологической культуры объясняет нравственные пороки общества: потребительское отношение Человека к Природе, истощительное природопользование (в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств), чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, в особенности в России - к росту числа зон экологического бедствия, реабилитация которых требует постоянно растущих значительных материальных затрат, фактически - половины национального дохода страны, а не полпроцента расходной части федерального бюджета. Политическая недальновидность в решении экологических проблем дорогого стоит - жизнеспособности государства, здоровья населения.
Решение экологических проблем цивилизации в XX веке, в эру научно-технической революции зашло в тупик. Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки и пр., вкупе с охраной природы (как материальной ценности) при помощи нормативно-ограничительных, запретительских мер.
Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стало осознание человеком своего превосходства над природой и противопоставление себя ей. Включение же природы в сферу духовной жизни человека, в сознание людей - процесс психологически трудный, предполагающий смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей и в итоге - формирование в контексте общечеловеческой культуры экологической культуры, высокий уровень которой станет надежным гарантом обеспечения экологической безопасности, а значит выживания общества в условиях экологического кризиса.
Обеспечение экологической безопасности страны предполагает смену существующих приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания людьми сути экологических проблем и личного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к среде обитания связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени, должно быть системным и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества через систему непрерывного экологического образования и просвещения, что позволит на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности в конкретной местности, регионе, стране, мире. Дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства и является причиной бездействия властей и неадекватной реакции населения.
По статистике, 15% мировой управленческой элиты принимает решения, от которых зависит судьба 85% ресурсов планеты, 2/3 которых сосредоточены в Российской Федерации, устойчивое развитие которой практически нереально без решения экологических проблем, обеспечения экологической безопасности страны. Поэтому жизненно важно для России признание экологической безопасности приоритетной ценностной категорией.
Гуманитарный аспект обеспечения экологической безопасности страны - это утверждение новой мировоззренческой доминанты в обществе, формирование экологической культуры. В этой связи, экологическое мировоззрение является природным защитно-приспособительным механизмом как индивида, так и социального организма в целом. Именно поэтому экологическое образование (включая воспитание) и просвещение, в особенности подрастающего поколения, имеют исключительно жизненно важное значение. Фактически, это - вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности.
Экологическая безопасность как важнейшая часть национальной безопасности России будет укрепляться по мере роста общей и профессиональной экологической культуры каждого человека и общества в целом, что станет возможным лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп во всех сферах жизнедеятельности.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологическая культура выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.
В ряде международных документов, касающихся охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, в том числе и в итоговом документе "Повестка дня на XXI век" Всемирного форума (Рио-де-Жанейро, 1992), одной из приоритетных задач перед странами мирового сообщества поставлена задача формирования экологической культуры и ответственного отношения к природе через экологическое образование каждого человека и общества в целом.
Законом Российской Федерации 1991 года "Об охране окружающей природной среды" (раздел 11) устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования, профессиональной подготовки специалистов и руководящих работников через сеть существующих образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, с использованием средств массовой информации.
Указ Президента Российской Федерации N 440 от 1.04.96 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" предусматривает создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения, экологизацию экономической деятельности и др.
Создание развитой системы непрерывного экологического образования и просвещения в качестве основы формирования экологической культуры должно быть законодательно закреплено в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы (ст.71).
Целью и ожидаемым результатом экологического образования в России является формирование экологической культуры личности и общества в целом, воспитание чувства ответственности у человека для решения экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. Формирование экологической культуры учащихся должна стать важнейшей педагогической задачей.
Доступ к экологическим, жизненно важным знаниям должен быть широко открыт всем, и в особенности юным гражданам страны, формирование экологического восприятия мира у которых необходимо, прежде всего им самим, чтобы, став взрослыми, они смогли обеспечить процветание своей Родины как собственной жизни, как родной семьи, ибо безопасность общества строится на обеспечении безопасности индивида. Экологическое образование - основа укрепления национальной безопасности страны, т.к. направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества. Поэтому необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности.
Приоритетным же должно стать такое образование, которое готовит учащихся к решению стоящих перед обществом социальных, экономических и экологических проблем на местном, национальном и на глобальном уровнях. Такая позиция даст возможность преодолеть отчуждение системы образования от экологических проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что приведет к формированию навыков, личного опыта.
По новой Доктрине общего образования, в качестве генерального направления реформирования российской общеобразовательной школы провозглашается получение выпускниками нового качества образования, реализация которого связана с качественно новой социальной целью общего образования - с подготовкой всех выпускников к исполнению своих гражданских обязанностей в условиях правового гражданского общества. В условиях экологического кризиса для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и умения, готовность и способность к социально значимой практической деятельности по защите окружающей среды и улучшению ее качества в интересах ныне живущих и будущих поколений.
Принцип непрерывности экологического образования (включая воспитание) и просвещение вытекает из необходимости адаптации человека к постоянно меняющейся окружающей среде. Экологическое образование наиболее успешно может осуществляться только непрерывно и преемственно, в соответствии с социально-психологическими периодами развития личности.
В современной общеобразовательной практике развитие экологического образования сосредоточено преимущественно во внеклассной работе и в учреждениях дополнительного образования. В целом, экологическим образованием в стране охвачено уже только пять процентов детей школьного возраста.
Экологическое образование в стране практически сворачивается. Самостоятельный предмет "Экология" как обязательная учебная дисциплина исключен из Базисного учебного плана, отсутствует этот жизненно важный предмет и в концепции 12-летнего школьного образования, в связи с чем изъят также из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части образовательной области и специальностей педагогического образования (нет предмета "Экология", не нужны и учителя экологии), хотя преподавание только предмета "Экология" в общеобразовательной школе крайне недостаточно. Необходима экологизация не только образовательного процесса, но и всех сфер жизни и деятельности человека, что и являет собой суть экологического образования как гуманитарной основы повышения экологического сознания, формирования экологического мировоззрения, кристаллизующего устои экологической культуры.
В отсутствие государственной политики в области экологического образования, как условия формирования экологической культуры, отсутствует правовая база по подготовке кадров для работы в системе непрерывного экологического образования и просвещения, государственная поддержка дошкольного и внешкольного экологического образования, музеев, библиотек, летних экологических лагерей - важного механизма формирования основ экологической культуры; отсутствует системная экологическая подготовка государственных служащих высших эшелонов власти и, как следствие - ликвидировано главное природоохранное ведомство страны; средства массовой информации, за исключением экологических, фактически самоустранились от экологического просвещения населения.
Отсутствует и координация действий в этом направлении на федеральном уровне, а также необходимое взаимодействие между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, что приводит к разобщенности деятельности природоохранных органов, учреждений образования, информационного экологообразовательного пространства, средств массовой информации и общественности.
2. Законодательство в данной сфере правового регулирования
Проект федерального закона "Об экологической культуре" разработан в развитие нормативных правовых актов Российской Федерации и Международных документов:
- Конституции Российской Федерации (1993);
- Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991);
- Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (1996);
- Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"(1992);
- Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991);
- Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (1994);
- Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999);
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "N 236 от 04.02.93" следует читать "N 236 от 04.02.94"
- Указ Президента Российской Федерации "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (N 236 от 04.02.93);
- Тбилисская Декларация (1-я Всемирная Межправительственная Конференция по вопросам образования в области окружающей среды, 1977);
- Международная стратегия действий по образованию в области окружающей среды на 90-е годы (Конгресс Юнеско-ЮНЕП, 1987);
- "Повестка дня на XXI век" (Всемирный форум по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992);
- Руководящие принципы комплексного управления природоохранной деятельностью в странах с экономикой переходного периода. Материалы Европейской Экономической Комиссии и Программы ООН по окружающей среде (1994);
- Всемирная Декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", "Конвенция о правах ребенка" принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 и вступила в силу для Российской Федерации 15.09.90;
- Постановление Правительства Российской Федерации "О реализации Конвенции ООН "О правах ребенка" и Всемирной Декларации "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (N 848 от 23.08.93);
- Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения и Комиссии по координации работ, связанных с выполнением указанных Конвенции ООН и Всемирной Декларации (N 1077 от 23.10.93);
- Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о Межведомственной Комиссии по экологическому образованию (26.01.95).
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования.
3. Государственное регулирование в области экологической культуры
Проект федерального закона "Об экологической культуре", внесенный в Государственную Думу в июле 2000 года, концептуально доработан в соответствии с поступившими замечаниями и предложениями, имеет следующую структуру.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре
Статья 3. Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры
Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона
Глава II. Экологическое образование и просвещение как основа экологической культуры общества
Статья 5. Экологическое образование в образовательных учреждениях Российской Федерации
Статья 6. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов
Статья 7. Дошкольное экологическое воспитание
Статья 8. Школьное и дополнительное экологическое образование
Статья 9. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе
Статья 10. Экологическое образование в высших учебных заведениях
Статья 11. Экологическая подготовка руководящих работников и специалистов
Статья 12. Экологическое самообразование
Статья 13. Экологическое образование в Вооруженных Силах и приравненных к ним образованиях
Статья 14. Экологическое просвещение
Глава III. Управление в области экологической культуры
Статья 15. Государственное регулирование в области экологической культуры
Статья 16. Полномочия Российской Федерации
Статья 17. Полномочия субъектов Российской Федерации
Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления
Статья 19. Участие общественных объединений и граждан
Статья 20. Консультационные советы
Статья 21. Финансирование деятельности по развитию в Российской Федерации экологической культуры
Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры
Статья 24. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры
Глава V. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Во исполнение решений самого высокого уровня принятие представленного проекта федерального закона обеспечит государственное регулирование в области экологической культуры, охватывающее все сферы жизнедеятельности людей всех профессиональных групп с целью формирования экологического сознания и мировоззрения у населения, улучшения экологической ситуации в стране.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, возникающие в процессе деятельности по формированию в обществе экологической культуры, а также определяет основные принципы государственного регулирования в этой области, направленного на реализацию в Российской Федерации конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности страны и каждого человека.
Областью применения настоящего Федерального закона является система непрерывного экологического образования и просвещения, представляющая собой совокупность системы образования Российской Федерации, информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации, а также управление в области экологической культуры.
Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сеть библиотек и средств массовой информации, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также на общественные организации и на каждого человека.
Для формирования у подрастающего поколения основ экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и образование, как неотъемлемая составляющая системы образования (включая воспитание в детских образовательных учреждениях).
В целях формирования экологического сознания и мировоззрения, высокого уровня экологической культуры военнослужащих, а также для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, снижения экологического риска на территориях дислокации войск (сил) вводится система экологического обучения и воспитания как составная часть и одно из приоритетных направлений в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, внутренних войск России, равно как системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В целях обеспечения конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей природной среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Российской Федерации осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотечную сеть, лектории и иные объекты информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации.
Координацию действий по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования в области экологической культуры осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Для содействия государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственных полномочий по развитию в обществе экологической культуры, а также для оказания гражданам и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам экологического образования и просвещения при указанных органах могут создаваться государственно (и/или муниципально)-общественные консультационные советы, деятельность которых определяется положениями, утверждаемыми органами исполнительной власти соответствующего уровня.
Настоящий Федеральный закон должен быть обеспечен финансовыми ресурсами, благодаря заявленной Президентом Российской Федерации государственной политике, осуществление которой Правительством Российской Федерации изложено в следующих постановлениях:
1. Постановление Правительства Российской Федерации N 1208 от 3.11.94 "О мерах по улучшению экологического образования населения" явилось первым официальным правительственным документом после Международной Конференции (Рио-де-Жанейро, 1992). Было решено создать Межведомственную комиссию (в состав вошли федеральные министерства и ведомства: Минприроды, Госкомвуз, Минобразования, Минкультуры, Госкомпечать) для координации действий в этой области. Основное направление ее деятельности - разработка государственной стратегии по экологическому образованию населения в России и соответственной Федеральной целевой программы. Экологическое образование признавалось приоритетным; в бюджетах экологических фондов субъектов Российской Федерации предлагалось выделять на экологическое образование 10% средств.
Аналогичные постановления стали приниматься в субъектах Российской Федерации, на сегодняшний день более половины их осуществляют экологическое образование на своих территориях, в 9-ти субъектах Российской Федерации разрабатываются собственные законы (Башкортостан, Дагестан, Удмуртия, Новгородская, Саратовская, Ростовская, Пензенская, Ульяновская, Новосибирская, Кировская области и др.). На местах силами энтузиастов идет работа по организации экологического образования и просвещения.
2. Постановление Правительства Российской Федерации N 91 от 26.01.95 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава" организационно оформило новое направление государственной деятельности - разработку государственной политики в области экологического образования населения Российской Федерации и программы по ее реализации.
3. Импульс для разработки Федеральной целевой программы "Экологическое образование населения России" был дан еще 19 января 1996 года - Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 гг. " во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 236 от 4.02.94 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", а также вышеназванных собственных постановлений. Одним из основных направлений действий Правительства Российской Федерации, в соответствии с названным Постановлением стало развитие экологического воспитания и образования, для чего было поручено федеральным министерствам и ведомствам (Минобразованию, Госкомвузу, Минэкономики, Минфину, заинтересованным министерствам и ведомствам) к апрелю 1997 г. разработать указанную Федеральную целевую программу "Экологическое образование населения России" (п.1.9).
4. Письмом (N 01-12/16-339 от 3.02.97 г.) Минэкономики и Госкомэкология просили Правительство Российской Федерации продлить сроки представления проекта названной Федеральной целевой программы с целью ее доработки и корректировки в связи с изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти, их функций и полномочий, что не должно было оказать существенного влияния на процесс подготовки бюджетной заявки для финансирования Программы в 1988 году. На что было получено согласие Правительства Российской Федерации (письмо N ВЧ-П9-04927 от 16.02.97), но сроки были перенесены на июнь 1997 года и т.д. Федеральная целевая программа "Экологическое образование населения России" (до 2010 года) не принята Правительством Российской Федерации, однако указанная программа при необходимости может быть доработана Правительством Российской Федерации и принята в виде федерального закона (по аналогии с Федеральной программой развития образования - N 51-ФЗ от 10.04.2000).
Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий развития в Российской Федерации системы экологического образования и просвещения в целях формирования в обществе экологической культуры.
Бюджетное финансирование деятельности по развитию в обществе экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В этих целях распределение расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации осуществляется посредством структурного уточнения и дифференциации средств в пределах планируемых: по ведомственной структуре расходов на образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, библиотеки, музеи и постоянные выставки, средства массовой информации, гражданскую оборону; по федеральным целевым программам и федеральным программам развития регионов; по целевым бюджетным фондам; за счет дополнительных доходов федерального бюджета в указанных разделах и подразделах названной классификации (в соответствии с установленным порядком).
Дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета на реализацию данного закона не потребуется.
Порядок финансирования мероприятий по реализации представленного законопроекта устанавливается ежегодно в рамках законодательства о бюджетах всех уровней, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный закон "Об экологической культуре" является правовой основой всеобщей экологической грамотности российского общества и каждого его члена.
Только экологически культурный государственный деятель любого ранга сможет экологически грамотно откорректировать правовое поле страны; только экологически грамотные родители воспитают экологически грамотное поколение; только экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений. Формирование экологической культуры станет основой возрождения общества.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"Об экологической культуре"
Основополагающим направлением в реализации государственной экологической политики России (как конституционной нормы) является обеспечение условий для формирования в Российской Федерации экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Основой государственных гарантий развития экологической культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок финансирования мероприятий по реализации законопроекта устанавливается ежегодно в рамках законодательства о бюджетах всех уровней, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этих целях распределение расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации осуществляется посредством структурного уточнения и дифференциации средств в пределах планируемых: по ведомственной структуре расходов на образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, библиотеки, музеи и постоянные выставки, средства массовой информации, гражданскую оборону; по федеральным целевым программам и федеральным программам развития регионов; по целевым бюджетным фондам; за счет дополнительных доходов федерального бюджета в указанных разделах и подразделах названной классификации (в соответствии с установленным порядком).
Дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на реализацию данного закона не потребуется.
В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица вправе объединять денежные и материальные средства для совместной поддержки деятельности в области экологической культуры.
В целях привлечения дополнительных финансовых средств в поддержку развития экологической культуры государство регулирует предоставление некоммерческим организациям, ведущим деятельность в области экологической культуры на территории Российской Федерации, льгот, материального и морального поощрения и преимуществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации, ведущие деятельность в области экологической культуры, тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об экологической культуре"
Принятие проекта федерального закона "Об экологической культуре" не потребует разработки иных актов федерального законодательства.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "Об экологической культуре"
Принятие проекта федерального закона "Об экологической культуре" не потребует отмены, изменения или дополнения законов и иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.