Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики"
Жилищно-коммунальная реформа в России, начатая с принятием закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года, стала в настоящее время для большинства населения разорительной. В соответствии со ст.15 вышеназванного закона этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, когда население должно целиком оплачивать все жилищно-коммунальные услуги, определяются Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Первоначально намечалось завершить этот переход за пять лет, т.е. в 1998 году.
Столь короткий срок был выбран исходя из прогноза, что с 1992 года в стране начнется экономический рост, и доходы населения резко увеличатся. Прогноз не оправдался, более того, реальные доходы снизились, и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался непосильным для населения. Поэтому закон "О внесении изменения в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 8 декабря 1995 года продлил срок поэтапного перехода к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг с 5 до 10 лет, т.е. до 2003 года.
Следующий этап начался после того, как Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ" от 28 апреля 1997 года N 425 была утверждена "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ".
В Концепции намечены конкретные рубежи перехода отрасли на самоокупаемость вплоть до 2003 года и прописаны четыре федеральных стандарта, на которые следует равняться регионам.
Резкое падение уровня жизни населения из-за августовского обвала 1998 года заставило органы государственной власти пересмотреть сроки перехода на полное возмещение гражданами расходов на жилищно-коммунальные услуги.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 17 июня 1999 г. N 113-ФЗ продлил этот период еще на 5 лет, то есть до 2008 года, предложив Президенту РФ и поручив Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с вышеуказанным законом.
Однако за прошедшие полтора года ни Президент, ни Правительство Российской Федерации не приняли никаких мер по выполнению данного закона. Более того, постановление Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы" от 15 декабря 2000 года N 965 в нарушение Закона от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ устанавливает стандарты, определенные вышеуказанной концепцией, т.е. ориентированные на завершение перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг в 2003 г.
Кроме того, это постановление Правительства устанавливает максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг от их совокупного дохода в размере 22 процентов, игнорируя тем самым принятый им же "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы", утвержденный 26 июля 2000 г. распоряжением N 1072-р, где эта доля устанавливается не более 20 процентов.
В этих условиях мы считаем, что уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и максимально-допустимая доля расходов семей на эти цели вплоть до 2008 года должны быть зафиксированы в самом Законе "Об основах федеральной жилищной политики". По мнению экспертов, максимально-допустимая доля расходов семей на жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 20% общесемейных расходов.
Реализация предлагаемого проекта федерального закона не влечет за собой дополнительных финансовых расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.