Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Законопроект направлен на реализацию конституционного права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (Конституция Российской Федерации, ст.59, часть 3), международных обязательств Российской Федерации, принятых при вступлении в Совет Европы (Заключение ПАСЕ по заявке России от 25 января 1996 года N 193).
Концепция законопроекта основана на признании необходимости поэтапного сокращения и дальнейшей отмены военной службы по призыву с переходом к профессиональной армии. В связи с этим предлагается предоставить право на альтернативную гражданскую службу не только гражданам, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, но и всем гражданам, подлежащим призыву на военную службу, при условии выбора ими альтернативной гражданской службы. Такой подход соответствует указанной норме Конституции, согласно которой, кроме непосредственно гарантированных конституционных оснований (наличие убеждений или вероисповедания), право на замену военной службы альтернативной гражданской службой может быть предоставлено и "в иных установленных федеральным законом случаях".
При этом альтернативная гражданская служба рассматривается в законопроекте как общественно полезный и не обременительный для бюджета институт. Прохождение службы предполагается исключительно по месту жительства, за исключением случаев, когда сам гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, выбирает для ее прохождения другой регион, куда он может быть направлен при условии согласия соответствующей организации обеспечить его за собственный счет служебной жилой площадью или местом в общежитии.
Альтернативная гражданская служба, по законопроекту, представляет собой гражданский институт, не связанный с Вооруженными Силами, другими войсками и военизированными органами. Соответственно решение вопроса о направлении на альтернативную службу, организация службы, включая службу в запасе, осуществляются гражданской структурой - специально создаваемым федеральным органом исполнительной власти через его территориальные подразделения. За исключением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов внешней разведки и государственной безопасности, других формирований, комплектуемых за счет призывного контингента, альтернативная гражданская служба допускается в любых отраслях народного хозяйства, испытывающих дефицит в работниках. Таким образом снимается вопрос о возможной нехватке вакансий для альтернативнослужащих. Более того, общественные организации, прошедшие конкурсный отбор, также могут обеспечивать рабочие места для проходящих альтернативную службу.
Проектом устанавливается 30-месячный срок альтернативной гражданской службы (15 месяцев - для лиц, имеющих высшее образование). Допущение большего срока альтернативной службы по отношению к военной соответствует практике европейских государств (Венгрия, Германия, Испания, Польша, Франция и другие). Предлагаемый законопроектом строго территориальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы также оправдывает увеличение ее продолжительности.
Как указывалось выше, организация альтернативной службы возлагается на государственную комиссию по делам альтернативной гражданской службы и ее территориальные органы. Создание специального органа является необходимым следствием концептуальной направленности законопроекта на сокращение призыва на военную службу, замещаемую альтернативной службой. Поскольку, в соответствии с законопроектом, правом на альтернативную службу может воспользоваться неограниченное число граждан, вне зависимости от их убеждений и вероисповедания, количество проходящих альтернативную службу взамен военной может быть достаточно велико. При таких условиях исполнение организационных, распорядительных и контрольных функций в этой сфере каким-либо существующим федеральным ведомством нецелесообразно. В то же время сокращение организационно-мобилизационных функций Минобороны России приведет к экономии бюджетных расходов по этому направлению. Часть высвободившихся средств может быть направлена на финансирование государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не предусматривает дополнительных расходов из федерального бюджета в части финансирования прохождения альтернативной гражданской службы, денежного и иного обеспечения граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Согласно законопроекту, прохождение альтернативной службы предусмотрено на вакантных рабочих местах, финансирование которых в любом случае предусмотрено бюджетами разных уровней. Территориальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы исключает расходы на проезд, проживание, питание, обеспечение безопасности и охрану лиц, направляемых на альтернативную службу.
В то же время проектом предусматривается создание государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы и ее территориальных подразделений, а также передача органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств для осуществления ими государственных полномочий по организации альтернативной гражданской службы. Данные положения предусматривают финансирование из средств федерального бюджета, однако, в свете концепции законопроекта, не приведет к увеличению бюджетных затрат.
Предполагается, что количество лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, будет достаточно велико, поскольку проектом устанавливается заявительный (а не разрешительный) характер направления на альтернативную службу. В свете такого перераспределения призывного контингента, затраты на организационно-мобилизационные функции Минобороны России будут существенно сокращены. Часть высвободившихся средств может быть направлена на финансирование затрат, предусмотренных настоящим законопроектом.
Таким образом, учитывая предлагаемое перераспределение расходов, реализация федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
В связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.