Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Настоящий законопроект направлен на совершенствование законодательства о выборах депутатов Государственной Думы в части регулирования правового статуса иностранных (международных) наблюдателей.
Законопроект имеет следующие цели:
- устранение пробелов и некоторых противоречий, содержащихся в нормах Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - ФЗ "О выборах депутатов_");
- приведение норм ФЗ "О выборах депутатов..." в cooтветствие с нормами Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и российского законодательства, регулирующего общественные отношения в других сферах;
- обеспечение избирательных прав граждан и иных субъектов избирательного процесса на осуществление международного наблюдения за ходом выборов депутатов Государственной Думы;
- обеспечение интересов государственной безопасности при проведении выборов депутатов Государственной Думы.
Данным законопроектом вносится изменение и дополнения в статьи 29 и 30 Закона.
В частности дополнения, вносимые в статью 29, направлены на приведение некоторых ее норм в соответствие с нормами, содержащимися в других нормативных правовых актах.
Действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные со статусом иностранцев, предусматривает ряд ограничений на передвижение и устанавливает разрешительный характер посещения некоторых участков территории Российской Федерации. Вместе с тем нормы Ф3 "О выборах депутатов_", регламентирующие порядок посещения иностранными (международными) наблюдателями избирательных участков и иных избирательных комиссий, по сути, предоставляют им право в уведомительном порядке осуществлять наблюдение в любой точке страны. Косвенное ограничение права наблюдателей на присутствие на ряде избирательных участков, содержащееся в пункте 7 статьи 29, нельзя считать достаточным.
В связи с этим данную статью предлагается дополнить пунктом 8, предусматривающим получение специального разрешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на присутствие иностранных (международных) наблюдателей из избирательных участках, в иных избирательных комиссиях, образованных в пределах территорий, имеющих особый режим посещения иностранцами.
Кроме того, целесообразно расширить и сам перечень указанных территорий, так как в нормах ФЗ "О выборах депутатов..." имеются определенные разночтения и пробелы. К уже имеющимся территориям воинских частей и закрытых административно-территориальных образований следует добавить территории воинских частей, расположенных за пределами Российской Федерации, суда Вoeнно-морского флота Российской Федерации, находящиеся в день голосования в плавании и территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.
В связи с предлагаемыми изменениями возникает необходимость в дополнении данной статьи еще одним пунктом, закрепляющим порядок посещения иностранными (международными) наблюдателями избирательных участков, образованных в местах временного пребывания граждан - в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания.
Анализ норм избирательного законодательства и законодательства, регулирующего другие сферы общественных отношений, позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев международное наблюдение может осуществляться не только иностранными гражданами, но и гражданами Российской Федерации. Вместе с тем в ФЗ "О выборах депутатов..." предусмотрен только один порядок получения аккредитации, а именно - по факту въезда на территорию нашей страны при наличии соответствующего приглашения. Для того, чтобы устранить данный пробел, предлагается дополнить пункт 1 статьи 30 положением о том, что аккредитацию может получить, в том числе лицо постоянно или преимущественно проживающее на территории Российской Федерации.
Дополнения, вносимые в пункт 2 статьи 30, направлены на приведение его содержания в соответствие с Федеральным законом от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях", и на фиксацию некоторых итогов судебной практики по делам об избирательных спорах.
В частности, первое предусматривает закрепление общественного объединения в качестве субъекта, чьи интересы может представлять иностранный (международный) наблюдатель. Необходимость в этом существует, так как по смыслу действующей нормы осуществление международного наблюдения возможно только представителями иностранных или международных организаций, а в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественная организация - это лишь одна из пяти организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения. Данное изменение затронет, прежде всего, российские общественные объединения, которые в порядке статьи 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" приобретают статус международных и, соответственно, получают право предлагать своих кандидатов для осуществления такого рода деятельности.
Второе дополнение имеет своей целью закрепление принципа, сформулированного в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 1999 года по делу о рассмотрении жалобы Степаненко Ф.Ф. на отказ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в аккредитации его в качестве иностранного (международного) наблюдателя, о том, что подача предложений о направлении приглашений для осуществления международного наблюдения за ходом выборов не является безусловным основанием направления таких приглашений.
Реализация данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.