Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Целью разработки проекта федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - законопроект) является создание правовой основы для аккумулирования средств, назначения и выплаты распределительных и накопительных пенсий в Российской Федерации, что позволит решить ряд первостепенных задач, обусловленных необходимостью реформирования существующей пенсионной системы в Российской Федерации в частности:
сбалансировать финансовую устойчивость системы государственного пенсионного обеспечения (страхования);
устранить предпосылки к возникновению конфликта поколений при формировании финансовой базы для выплат государственных пенсий;
устранить негативные демографические последствия, возникающие в случае сохранения действующей распределительной пенсионной системы;
ввести накопительные механизмы финансирования пенсий, что обусловливает заинтересованность граждан в создании реальных долгосрочных накоплений;
оптимизировать системы управления средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) путем приведения механизмов аккумулирования и расходования средств государственного пенсионного обеспечения (страхования) в соответствие с действующим налоговым и бюджетным законодательством.
Законопроект направлен на установление в соответствии с Конституцией Российской Федерации принципов назначения трудовых пенсий в Российской Федерации, определяет виды трудовых пенсий (базовые трудовые пенсии и накопленные трудовые пенсии), установление порядка назначения базовых трудовых пенсий и определения основных параметров назначения накопленных трудовых пенсий, устанавливает порядок управления средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования), определяет права лиц на получение трудовых пенсий, в том числе устанавливает принципы конвертации накопленных пенсионных прав в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что управление средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) осуществляется Единой пенсионной службой Российской Федерации (ЕПС России) - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, управляющим государственным внебюджетным фоном государственного пенсионного обеспечения (страхования).
Устанавливается, что с момента вступления в силу законопроекта ЕПС России и ее территориальные органы представляют собой единую систему управления средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что в рамках назначения и выплаты базовых трудовых пенсий за счет средств государственного пенсионного обеспечения (страхования) ЕПС России назначаются и выплачиваются базовая пенсия по старости, базовая пенсия по инвалидности и базовая пенсия по случаю потери кормильца.
Накопленные пенсии назначаются в форме накопленной пенсии по достижении установленного возраста, накопленной пенсии по инвалидности, накопленной пенсии по случаю потери кормильца, которые выплачиваются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Законопроект регулирует вопросы определения круга лиц, имеющих право на получение базовой и накопленной трудовых пенсий.
Базовая трудовая пенсия выплачивается ЕПС России в форме ежемесячных выплат лицам, имеющим право на базовую трудовую пенсию. Законопроектом определены конкретные размеры базовых пенсий в отношении каждой из группы лиц, имеющих право на ее назначение и выплату.
Устанавливается, что базовая трудовая пенсия по старости не может быть менее 450 рублей.
Законопроектом урегулированы вопросы индексации и пересчета назначенных базовых пений, устанавливаются государственные гарантии назначения и выплаты базовых пенсий, их доставки, основания и порядка пересчета и перехода с одной базовой пенсии на другую, основания и порядка изъятия сумм базовых пенсий.
Законопроектом устанавливаются основные принципы назначения и выплаты накопленных пенсий. В частности, устанавливается, что накопленные пенсии выплачиваются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию в форме оплаты единовременного страхового взноса по договору страхования соответствующей пожизненной пенсионной ренты, заключенного страховщиком по обязательному пенсионному страхованию с уполномоченной страховой организацией. При этом накопленная пенсия по случаю потери кормильца может выплачиваться в форме единовременного платежа в пользу лиц, указанных застрахованным лицом или в порядке, определенном для наследования имущества гражданским законодательством. Данная норма фактически закрепляет право застрахованных лиц передать всю сумму накопленных пенсионных сбережений в случае своей смерти своим наследникам.
Предусматривается система гарантий выплаты застрахованным лицам пожизненной пенсионной ренты. Система гарантий включает в себя набор организационных и финансовых механизмов, в частности право государства в соответствии с федеральным законом произвести индексацию сумм, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в момент назначения накопленных пенсий за счет средств соответствующего бюджета, а также право государства определить специальный порядок инвестирования пенсионных накоплений в период выплаты пожизненной пенсионной ренты, позволяющий гарантировать доходность не ниже изменения индекса потребительских цен.
Законопроектом предусмотрен ряд мер, направленных на оптимизацию управления средствами государственного пенсионного страхования путем установления закрытого перечня целей, на которые они могут быть использованы. Установлены жесткие меры ответственности за нецелевое расходование средств государственного пенсионного обеспечения (страхования), вплоть до уголовного преследования виновных лиц.
Законопроектом предусматриваются меры, направленные на обеспечение прав лиц, имеющих право на пенсию в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством. Предусмотрен механизм конвертации пенсионных прав применительно к новой структуре трудовых пенсий.
Предполагается, что положения законопроекта вступают в силу с 1 января 2002 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Суммарные расходы на реализацию мер, предусматриваемых проектом федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в 2002 году составят 552,84 млрд. рублей.
Размер базовой части трудовой пенсии, устанавливаемой для всех пенсионеров, составляет 450 рублей для пенсии по старости.
В расчете заложена возможность индексации в 2002 году базовой части трудовой пенсии по индексу потребительских цен, который по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации составит 113%.
К расходам на выплату базовой части трудовой пенсии отнесены также:
расходы на финансирование выплаты трудовых пенсий в части, касающейся нестраховых периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в страховой стаж;
расходы на доставку и пересылку пенсии - 1% от объема расходов на выплату базовой пенсии;
расходы на выплату социального пособия на погребение;
В связи с предусматриваемой проектом реорганизацией системы управления обязательным пенсионным страхованием, предполагающей ликвидацию Пенсионного фонда Российской Федерации и передачу функций учета прав, назначения и выплаты пенсий сформированной на базе соответствующих подразделений Министерства труда и социального развития Российской Федерации Единой пенсионной службе, административные расходы составят не более 1% от объема расходов на выплату базовой части трудовой пенсии.
Размер накопленной части трудовой пенсии, подлежащей выплате в 2002 году, определяется величиной расчетного пенсионного капитала, образуемого из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По состоянию на 1 января 2002 г. средний размер накопленной части трудовой пенсии составит 645 рублей 75 копеек.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В связи с принятием данного федерального закона подлежат принятию федеральные законы, устанавливающие порядок управления средствами пенсионной системы, функционирования Единой пенсионной службы Российской Федерации, а также порядок осуществления пенсионного нестрахового пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц.
Подлежат дополнению или изменению следующие акты федерального законодательства:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339);
2. Федеральный закон от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3686);
3. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1 (Часть II), ст.18);
4. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст.106; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст.363);
5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401);
Подлежат признанию утратившими силу (полностью или частично):
1. Федеральный закон от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" ("Российская газета", 12 марта 2001 г., N 49).
2. Федеральный закон от 27 июля 1995 года N 117-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст.2988).
3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст.180; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст.2188; 2000, N 32, ст.3341).
4. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27 ст.351; 1992, N 5, ст.179; 1992, N 17, ст.849; 1993, N 3, ст.106; 1993, N 5, ст.157; 1993, N 14, 486; 1993, N 27, ст.1015; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст.73; 1994, N 7, ст.684; 1994, N 15, ст.1680; 1995, N 5, ст.346; 1995, N 19, ст.1711; 1995 г. N 35, ст.3503; 1995, N 50, ст.4871; 1995, N 51, ст.4972; 1995, N 52, ст.5114; 1996, N 1, ст.4; 1996, N 33, ст.3965; 1997, N 3, ст.363; 1997, N 5, ст.611; 1997, N 12, ст.1376; 1997, N 19, ст.2188; 1997, N 30, ст.3585; 1998, N 13, ст.1465; 1998, N 15, ст.1699; 1999, N 9, ст.1094; 1999, N 23, ст.2813; 1999, N 29, ст.3684; 1999, N 29, ст.3693; 2000, N 2, ст.133; 2000, N 33, ст.3348; 2000, N 45, ст.4400; 2000, N 45, ст.4402; 2001, N 1 (Часть II), ст.19).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.