Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В развитии избирательных технологий в последние годы отмечаются социально опасные тенденции. Наиболее эффективными все чаще оказываются кампании построенные на ложной информации. При этом избрание в органы власти порой бывает предопределено противоправной деятельностью небольших групп участников избирательных кампаний. В таких случаях оказываются не обеспеченными нормы статьи 3 Конституции Российской Федерации о том, что народ является единственным источником власти, а выборы - высшим непосредственным выражением власти народа.
В силу опасности названных тенденций предлагается дополнить главу 19 - "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" статьями 141.1 и 141.2 - "Клевета в отношении кандидата" и "Обман избирателей". Цель - защитить интересы граждан при реализации ими конституционных прав избирать и быть избранными (статья 32 Конституции Российской Федерации).
Действующая статья 129 УК РФ ("Клевета") в ходе избирательных кампаний практически не применяется. Кандидаты, видимо, учитывают традиционную непопулярность среди избирателей "сутяжных" методов борьбы (тем более, - в порядке зашиты) и в суд по этой причине обращаются крайне редко. Предлагаемое выделение таких деяний, как клевета в отношении кандидата, в обособленный состав преступления (ст.141.1 проекта) позволит в правоприменительной практике точнее отражать особую общественную значимость регулируемых отношений, применять адекватные этой значимости санкции (по аналогии со статьей 298 "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя..."), использовать процессуальные особенности с учетом специфики защищаемых интересов, когда объектом преступления становятся не только честь и достоинство кандидата, но и права избирателей.
Термин "обман" используется в УК РФ как один из основных признаков нескольких составов преступления, например: мошенничество, обман потребителей, причинение имущественного ущерба путем обмана; и как квалифицирующий признак (содеянное с обманом) в составе преступления, предусмотренного статьей 141, - "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий".
В предлагаемой статье 141.2 предусматриваются три состава преступления по поводу обмана избирателей. Эти составы отличаются способом обмана. В первой части этой статьи состав преступления характеризуется обнародованием недостоверной информации о достоинствах и заслугах кандидата. В сравнении с клеветой это деяние хоть и не затрагивает чести и достоинства других кандидатов, но также предполагает прямой умысел обмануть избирателей путем распространения ложных сведений.
В остальных двух частях обман избирателей связан с обещаниями, которые заведомо неисполнимы или не обоснованы (часть вторая), а также не исполнены после избрания кандидата в течении срока полномочий (часть третья). При этом неисполнимость и необоснованность обещаний квалифицируются конкретным обстоятельством - неправомочностью органа, в который избирается кандидат, или выборного лица в решении вопросов по исполнению данных обещаний. Это обстоятельство используется как признак того, что кандидат в своей агитации рассчитывал на незнание избирателями определенных норм конституционного права, которые, в свою очередь, лично он знал либо должен был знать, рассчитывая на доверие избирателей.
Предлагаемые нормы могут стать серьезным ограничением на пути развития "грязных" избирательных технологий и, главное, - общественно-опасных форм проведения избирательных кампаний.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель |
А.А.Козерадский |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует каких-либо материальных и финансовых затрат.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.