Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" подготовлен в целях создания условий для обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, приведения Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в соответствие с положениями и нормами Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации и другими федеральными законами, совершенствования механизма государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также усиления ответственности участников товарного рынка за нарушение антимонопольного законодательства.
Изменения и дополнения, вносимые в действующий Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предусматривают:
усиление государственного контроля за соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию;
изменение размеров суммарных активов при осуществлении антимонопольного контроля экономической концентрации;
развитие положений действующего Закона, направленных на пресечение недобросовестной конкуренции при введении в хозяйственный оборот средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг;
распространение положений и норм действующего Закона на отношения, связанные с деятельностью субъектов естественных монополий, в случаях, когда эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции и другие отрицательные последствия для товарных рынков.
Практика антимонопольных органов по пресечению и устранению последствий недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, показывает, что отсутствие в действующем законодательстве правовых норм, запрещающих регистрацию хозяйствующих субъектов с идентичными или сходными до степени смешения фирменными наименованиями приводит к недобросовестной конкуренции и нарушению норм Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
В новой редакции Закона предполагается предусмотреть нормы об изменении или ограничении использования фирменного наименования с целью исключения функционирования на рынке юридических лиц со сходными фирменными наименованиями.
Для пресечения недобросовестной конкуренции, связанной с регистрацией товарных знаков (знаков обслуживания), вводятся нормы, позволяющие признавать действия владельца товарного знака, связанные с его регистрацией и/или его использованием, актом недобросовестной конкуренции и на этом основании направлять решения в федеральное патентное ведомство для рассмотрения им вопроса о законности регистрации средства индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Существенным дополнением действующего Закона является введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов. Это позволит повысить качество государственного контроля и эффективность деятельности антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.
Нормы действующего Закона, наделившие антимонопольные органы правом вносить в соответствующие органы исполнительной власти предложения и рекомендации об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки, о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, исключены с целью приведения в соответствие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".
Как показала практика государственного контроля за экономической концентрацией, в ряде случаев не удается в полной мере установить реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке, их возможность влияния на рынок товаров, работ и услуг, а также определить их стратегические интересы, которые не всегда направлены только на получение законной прибыли. Среди таких действий хозяйствующих субъектов встречаются попытки ликвидации российских конкурентов зарубежными компаниями, "отмывания" денег российских и зарубежных криминальных структур, подрыва экономических устоев и национальной безопасности Российской Федерации.
Поэтому с целью установления лиц, в чьих интересах совершается та или иная сделка, пресечения вывода за рубеж ликвидных активов российских предприятий в действующий Закон вносится поправка, которая направлена, прежде всего, на защиту интересов работников предприятий. Она позволит избежать незаконных перепродаж и перепрофилирования предприятий и обеспечит развитие социально ориентированной рыночной экономики.
Принятие представленного законопроекта укрепит нормативную правовую базу государственного антимонопольного регулирования и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации, позволит усилить гарантии соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами в процессе их деятельности, а также при их создании, преобразовании и ликвидации.
Реализация законопроекта не требует увеличения бюджетных ассигнований и штатной численности антимонопольных органов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих в связи с законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" требует внесения изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответствующие изменения и дополнения были внесены в указанный Кодекс (принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г., одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г., отклонен Президентом Российской Федерации 22 декабря 2000 г., в настоящее время дорабатывается согласительной комиссией, созданной Государственной Думой и Советом Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.