Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об обязательном противопожарном страховании имущества граждан и
гражданской ответственности юридических лиц"
Статьей 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено проведение противопожарного страхования как в добровольной, так и в обязательной форме. В соответствии с требованиями ст.936 ГК РФ, ст.3 Закона РФ "О страховании", обязательное страхование осуществляется в силу Федерального закона, определяющего условия и порядок его проведения.
Необходимость введения в России обязательного противопожарного страхования предприятий обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики эффективность административных методов управления пожарной безопасностью предприятий снижается. Для поддержания их противопожарного состояния на приемлемом для общества уровне, необходимо активное внедрение экономических методов управления противопожарным состоянием предприятий посредством использования экономических стимулов и штрафных санкций противопожарного страхования (надбавок и скидок со страхового тарифа). Кроме того, в условиях отсутствия устойчивой национальной традиции по добровольному противопожарному страхованию собственниками своего имущества и гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам, продолжающийся рост числа пожаров и потерь от них на предприятиях существенно отражается на социальном и экономическом состоянии общества.
Так, например, по данным Национальной ассоциации противопожарной защиты США (NFPA: National Fire Protection Association) в условиях рыночной экономики 43% предприятий не могут возобновить свою деятельность непосредственно после пожара, 28% предприятий восстанавливают свое хозяйство в течение трех последующих лет и только 23% предприятий функционируют нормально после пожара. После крупных пожаров 43% фирм исчезают с рынка сразу, а еще 23% по истечении трех лет. По данным другого исследования, из 10000 мелких и средних предприятий, в разной степени пострадавших от пожаров, в течение года с рынка исчезла продукция 2563, что может означать либо их банкротство, либо поглощение другими фирмами. В результате пожаров экономика, кроме прямых, несет дополнительные потери от снижения платежеспособности населения в результате потери работы, снижения жизненного уровня, сокращения рабочих мест, ущерба для поставщиков сырья и обслуживающих фирм, потерь налогов на уничтоженное пожаром имущество. Эти потери вносят лепту в косвенный ущерб и увеличивают размер общих убытков от пожаров.
Поэтому, для облегчения нагрузки на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по восстановлению пострадавших от пожаров предприятий представляется целесообразным введение, в полном соответствии с положениями ст.935 ГК РФ, обязательного противопожарного страхования предприятий.
Статья 28 Федерального закона "О пожарной безопасности", предусматривающая проведение обязательного противопожарного страхования, на практике не может применяться в связи с отсутствием механизма ее реализации в части, связанной с порядком и условиями проведения данного вида страхования. Поэтому, во исполнение ст.28 Федерального закона "О пожарной безопасности", был разработан проект федерального закона "О порядке и условиях проведения обязательного противопожарного страхования предприятий в Российской Федерации".
Законопроект определяет цель проведения обязательного противопожарного страхования - защита имущественных интересов граждан и юридических лиц на случай причинения вреда в результате пожара. Он устанавливает перечень объектов, субъектов страхования, страховые случаи, порядок заключения и расторжения договора страхования, порядок взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая, систему льгот и штрафных санкций для страхователей и страховщиков.
В соответствии со ст.28 Федерального закона "О пожарной безопасности" законопроектом установлено, что перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию определяется Правительством Российской Федерации. Предприятия, включенные в перечень, должны в соответствии с законопроектом застраховать 50% балансовой стоимости своего имущества, а также гражданскую ответственность за вред, который может быть причинен пожаром на этом предприятии имуществу, жизни и здоровью третьих лиц.
Страховые суммы и страховые взносы по обязательному страхованию имущества страхователя и гражданской ответственности страхователя за вред, который может быть причинен имуществу, жизни и здоровью третьих лиц устанавливаются раздельно.
С целью определения объема ответственности страховщика приложением к проекту закона предлагается утвердить, перечень причин пожаров, надбавки и скидки с основной части нетто-ставки страхового тарифа за каждый вид нарушений противопожарных требований или за внедрение дополнительных противопожарных мероприятий. При этом, для обоснования размера надбавок и скидок со страхового тарифа использован международный опыт огневого страхования, а также результаты имитационного моделирования процесса формирования ущерба от пожара в зависимости от наличия и вида средств противопожарной защиты.
Учитывая серьезную обстановку, сложившуюся в области обеспечения пожарной безопасности введение обязательного противопожарного страхования на территории Российской Федерации должно стать реальным механизмом обеспечения гарантий защиты имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, связанных с нанесением вреда их жизни, здоровью и имуществу в результате пожара и позволит сократить расходы государственных средств на предотвращение пожаров и ликвидацию их последствий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обязательном противопожарном
страховании имущества и гражданской ответственности юридических лиц"
Вступление в силу данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового
регулирования
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный закон "О пожарной безопасности".
3. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в
связи с принятием данного закона
Принятие федерального закона "Об обязательном противопожарном страховании имущества и гражданской ответственности юридических лиц" потребует принятие постановления Правительства РФ о перечне предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, а также принятие правил обязательного противопожарного страхования, утверждаемых Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.