Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95536-3 "О внесении дополнений в статью 239 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 239 Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ в статье 235 главы 24 "Единый социальный налог" установлен перечень организаций, являющихся плательщиками указанного налога. В тексте закона прямо не предусмотрено исключение из налогооблагаемых сумм платежей по безвозмездным выплатам, производимым международными или иностранными организациями, реализующими благотворительную деятельность и совместные с государственной властью Российской Федерации акции по отношению к гражданам Российской Федерации в целях развития науки, образования и культуры. Соответственно, в статье 239 главы 24 при перечислении налоговых льгот не установлены налоговые вычеты, охватывающие гранты для образования, науки и культуры. Указанное обстоятельство служит основанием для МНС России взимать налог с упомянутых международных или иностранных организаций, что немедленно приведет к приостановке деятельности этих организаций в Российской Федерации. Дело в том, что благотворительные организации-нерезиденты имеют льготы и особый налоговый режим по месту своей юридической регистрации. В соответствии с этим существует международная практика, а также соответствующие правила и нормы, ограничивающие налогообложение на суммы благотворительных выплат, производимых организациями-нерезидентами. В противном случае, благотворительная деятельность организаций в странах, где они зарегистрированы, может быть рассматриваема не только как безвозмездная помощь гражданам России, но и как помощь государственным бюджетам разных уровней в чужой стране, осуществляемая путем уплаты налогов со своей деятельности. Вследствие перечисленных оснований, международные или иностранные организации вынуждены будут остановить свою благотворительную деятельность на территории Российской Федерации.
Предлагаемый законопроект выводит благотворительную деятельность международных и иностранных организаций из-под налогообложения.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Кроме того, реализация законопроекта поможет привлечь международные и иностранные организации для благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Реализация законопроекта не требует внесения изменений в иные федеральные законы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в статью 239 Налогового кодекса Российской Федерации"
Формальный расчет недопоступлений налоговых средств в федеральный бюджет после введения дополнительных льгот, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении дополнений в статью 239 Налогового кодекса Российской Федерации", может быть произведен следующим образом.
В настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2001 г. N 165 "Об утверждении Перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению" содержит список из 69 организаций. Проведем расчет на примере Института "Открытое общество. Фонд содействия", который оказывает наиболее существенную поддержку образованию и науке Российской Федерации.
В 2001 году Институтом "Открытое общество. Фонд содействия" предусмотрено на безвозмездную помощь российским ученым и преподавателям выделение почти 3 миллионов долларов США. На уплату единого социального налога должна уйти примерно третья часть указанной суммы, т.е. примерно миллион долларов США. Казалось бы, бюджет Российской Федерации недосчитается указанного количества долларов. Но это не так. В случае введения налогообложения Институт "Открытое общество. Фонд содействия" вынужден будет прекратить свою деятельность на территории России, как это уже было сделано по тем же основаниям в некоторых странах СНГ. По общепринятым международным правилам благотворительная организация теряет свой правовой статус и не считается благотворительной, если она участвует в формировании бюджета иной страны своими финансами или иными средствами, отнесенными к категории безвозмездной помощи гражданам в области образования, науки или культуры. Поэтому Институт "Открытое общество. Фонд содействия" остановит свою помощь науке, образованию и культуре на территории Российской Федерации, а, соответственно, в бюджет Российской Федерации никогда не поступит запланированная сумма налоговых сборов. Кроме того, члены российского научного и образовательного сообщества лишатся весьма существенного вспомоществования.
Полностью аналогичная ситуация произойдет с иными подобными организациями и фондами. Следовательно, принятие настоящего закона не уменьшит доходную часть бюджета, но и будет способствовать притоку внебюджетных средств для поддержки науки, образования и культуры в Российской Федерации.
Реализация законопроекта не требует внесения изменений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.