Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Настоящий законопроект призван усилить воздействие оценочной деятельности на повышение эффективности экономических процессов в Российской Федерации.
Главная особенность законопроекта - это новая экономическая трактовка понятия "оценочная деятельность". Согласно, действующему закону оценка предназначена только для целей совершения сделок с объектами оценки. Предлагаемая трактовка охватывает, с одной стороны, деятельность по оценке (с учетом инфляции) активов и обязательств коммерческих организаций, которую организуют государственные органы в области статистики, финансов и экономики, чем вводится государственное начало в организации оценочной деятельности. С другой стороны, оценочная деятельность включает в себя и деятельность иных субъектов оценочной деятельности по отношению к установлению стоимости иных объектов оценки.
Общей основой этих сторон оценочной деятельности является ее направленность на определение рыночной и иной стоимости объекта оценки. При этом и в том и в другом случае указанная оценка невозможна без учета инфляционной составляющей.
Такой подход к оценочной деятельности направлен:
во-первых, на уточнение по мере экономической необходимости показателей бухгалтерской отчетности с учетом влияния инфляции, что будет способствовать более эффективному менеджменту на предприятиях;
во-вторых, на более достоверную оценку приватизируемого имущества (об этом свидетельствует опыт Польши, в которой в 90-х годах результате решения правительства была увеличена примерно в 3 раза стоимость активов государственных предприятий, предназначенных к приватизации);
в-третьих, на повышение достоверности показателей системы национальных счетов и обоснованности расчета ВВП и национального богатства;
в-четвертых, на дальнейшее сближение российского бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Так, согласно МСФО 29 (п.8, с.665), "финансовая отчетность компании ... должна показываться в единицах "измерения, действующих на отчетную дату".
Представленный в законопроекте подход к оценочной деятельности предполагает:
проведение общенациональных переоценок активов (и прежде всего основных фондов), а также обязательств коммерческих организаций (последняя общероссийская переоценка основных фондов проводилась по состоянию на 1.1.1998 г.);
участие в таких переоценках государственных органов статистики, которые становятся субъектами оценочной деятельности, наряду с оценочными фирмами и оценщиками - индивидуальными предпринимателями;
право самих коммерческих организаций проводить вне рамок общенациональных переоценок самостоятельно уточнение финансовой отчетности с учетом воздействия инфляции;
установление количественной границы желательности принятия решения Правительством, касающегося общенациональной переоценки активов и обязательств коммерческих организаций;
включение процедур общенациональных, переоценок активов и обязательств коммерческих организаций в формируемую по решению Правительства Российской Федерации систему общенациональной инвентаризации государственных активов и пассивов.
Работы по переоценке активов и обязательств (в том числе и в рамках общенациональных акций) должна осуществляться на возмездной основе. Цены на такого рода работы (услуги) при общенациональных переоценках должны устанавливаться государственными органами статистики.
Законопроект также предусматривает необходимость учета экологических факторов на стоимость объектов оценки, что соответствует требованиям МФО.
Важным аспектом законопроекта является распространение требований закона на зарубежные оценочные фирмы, действующие в Российской Федерации.
В законопроекте уточнен ряд других важных положений об оценочной деятельности с одновременным исключением недействующих положений закона.
Так, например, исключается требование об обязательном утверждении Правительством стандартов оценочной деятельности, так как за три года действия закона эти стандарты так и не были утверждены. Утверждение стандартов - вовсе не задача Правительства Российской Федерации, а одна из функций государственного органа, регулирующего в стране организацию оценочной деятельности.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию в Российской Федерации цивилизованных методов оценки.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Последнее относится и к предусматриваемой пунктом 13 законопроекта процедуре общенациональной переоценки активов и обязательств коммерческих организаций, в том числе и государственных. Предполагается, что переоценка активов и обязательств государственных коммерческих организаций будет проводиться на основе соответствующих коэффициентов (индексов), разрабатываемых Госкомстатом России в отраслевом и региональном уровнях. Опыт использования указанных индексов уже имеется, когда при нескольких общенациональных переоценках государственные организации самостоятельно проводили переоценку самого важного своего актива - основных фондов. Поэтому процедура общенациональной переоценки активов и обязательств государственных унитарных предприятий, учреждений и некоммерческих организаций по своей сути сведется к технической процедуре пересчета (переоценки) статей бухгалтерских балансов упомянутых организаций и не потребует никаких дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Более того, такая переоценка будет проходить в рамках регламентируемой Правительством Российской Федерации "системы инвентаризации государственных активов и пассивов", задачу создания которой поставил Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации и, по разъяснению заместителя министра финансов Российской Федерации Б.Златкис, формируемой в соответствии с реальной рыночной стоимостью учитываемых активов и пассивов (журнал "Рынок ценных бумаг", 2001, N 8, с.18). Таким образом проведение общегосударственной инвентаризации входит в функции государственных органов статистики, финансов, экономики и проведение в соответствии с настоящим законопроектом совмещенной с инвентаризацией общенациональной переоценки активов и обязательств организаций также не может повлечь дополнительных расходов федерального бюджета на их содержание, так как объем функциональных обязанностей государственных служащих не изменится.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 96 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановленную, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации"
В данной сфере правового регулирования действуют Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации.
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.