Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н, судей Моисеевой Н.Н, Шакурвой Н.К, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Э.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Гафуровой Дидарии Альбертовны на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2019 года, которым постановлено:
взыскать с Гафуровой Дидарии Альбертовны в пользу бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования недоимку (КБК...) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 5 840 рублей, пени (КБК...) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 403, 67 рублей.
Взыскать с Гафуровой Дидарии Альбертовны в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации недоимку (КБК... по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 26 545 рублей, пени (КБК... по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 2 057, 86 рублей.
Указанную сумму перечислить на расчетный счет:
Получатель УФК по Республике Татарстан (Межрайонная ИФНС России N10 по Республике Татарстан), ИНН N...
Банк получателя - Отделение - НБ Республики Татарстан, БИК.., ОКТМО.., р/с N.., Взыскать с Гафуровой Дидарии Альбертовны в доход бюджета Балтасинского муниципального района государственную пошлину в размере 1 245 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика Гафурову Д.А. и ее представителя Гафурова Р.Г. в ее поддержку, представителя административного истца Межрайонной ИФНС России N10 по РТ Ахмадееву Р.Х, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N10 по РТ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гафуровой Д.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени. В обоснование требований указано, что административный ответчик являлась индивидуальным предпринимателем с 05 мая 2004 года по 17 января 2019 года. За ответчиком числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей и пени в размере 403, 67 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей и пени в размере 2 057, 86 рублей. В адрес ответчика были выставлено и направлено требование N138 от 21 января 2019 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени. Однако ответчиком эти требования были проигнорированы.
Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье Балтасинского района Республики Татарстан. Определением и.о. мирового судьи судебного участка N1 по Балтасинскому судебному району от 30 апреля 2019 года судебный приказ N2а-1-48/2019 от 16 апреля 2019 года о взыскании с Гафуровой Д.А. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени было отменено.
Поэтому административный истец просил суд взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 5 840 рублей и пени 403, 67 рублей в пользу бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 26 545 рублей и пени за 2018 год в размере 2 057, 86 рублей.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Гафурова Д.А. указывает, что 15.01.2013г. получила свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, 16.01.2013г. получила уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе на основании сведений о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При этом повторно в качестве индивидуального предпринимателя не регистрировалась.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик и его представитель поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы, просили решение суда отменить.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России N10 по РТ Ахмадеева Р.Х, полагала решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, функции по взысканию и администрированию страховых взносов в связи с упразднением данных функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В целях реализации возложенных на налоговые органы полномочий утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, в соответствии с которыми территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации по утвержденным формам в электронном виде сальдо расчетов по взносу, пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2017 года по прилагаемым кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы.
На основании статьи 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Согласно статье 424 Налогового кодекса Российской Федерации датой осуществления выплат и иных вознаграждений является день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов.
В соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2, 9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1, 8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5, 1 процента.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что ответчик являлась индивидуальным предпринимателем с 05 мая 2004 года по 17 января 2019 года.
В этой связи, согласившись с представленным административным истцом расчетом, согласно которому следует, что в настоящее время за ответчиком числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей и пени в размере 403, 67 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей и пени в размере 2 057, 86 рублей, суд постановилрешение в вышеприведенной формулировке..
Судом указано, что в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком доказательств, подтверждающих уплату данных страховых взносов и прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 2005 года представлено не было.
При этом судом первой инстанции отклонены, как необоснованные, доводы административного ответчика о том, что на основании статьи 3 ФЗ от 23 июня 2003 года N76-ФЗ, государственная регистрация Гафуровой Д.А. в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу с 01 января 2005 года, исходя из следующего.
Статьей 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) установлен порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Названной нормой закона определено, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в следующих случаях: в связи с принятием физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности; в связи со смертью физического лица; в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом); по решению суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа (пункты 1 - 6 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Иных оснований для прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя возможно на условиях и в порядке, определенных в статье 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поэтому Гафурова Д.А. не утратила статус индивидуального предпринимателя с 01 января 2005 года и иск подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Из материалов дела усматривается, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с апреля 1997 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу данного федерального закона, до 1 января 2005 г. обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, перечень которых приведен в пунктах "а" - "ж" части 1 названной статьи. Представление документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (части 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу названного федерального закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с этой статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу этого федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности, государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Административный ответчик указывает, что поскольку она в силу вышеприведенных норм права перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя не проходила, она полагала, что утратила статус индивидуального предпринимателя, поэтому 17.10.2008 г. обратилась с соответствующим заявлением о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом из материалов дела следует, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, 5 мая 2004 года за ГРН... в ЕГРИП внесены сведения о Гафуровой Д.А. как об индивидуальном предпринимателе.
Кроме того, 17 октября 2008 года МРИ ФНС N 10 внесены сведения в ЕГРИП о Гафуровой Д.А, как об индивидуальном предпринимателе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 этой статьи.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что 15.01.2013г. ей было выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, согласно которому она снята с учета с 15.01.2013г, 16.01.2013г. она получила уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе на основании сведений о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Гафурова Д.А. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 15.01.2013г.
Как следует из вышеприведенных норм права, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, при этом государственная регистрация прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Как видно из материалов дела таковое решение Гафуровой Д.А. было принято, соответствующие документы представлены, государственная регистрация прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произведена. Доказательств осуществления предпринимательской деятельности административным ответчиком после 15.01.2013г. не имеется.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2019 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России N10 по Республике Татарстан к Гафуровой Дидарие Альбертовне о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.