Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс
Российской Федерации"
Цель подготовки законопроекта
Основная цель разработанного законопроекта - необходимость исключения противоречий в правовом регулировании вопросов организации опеки и попечительства в Российской Федерации.
Характеристика законопроекта
Настоящий законопроект состоит из 3 статей и предусматривает внесение изменений в ст.34 Гражданского Кодекса РФ, которое позволит исключить противоречия между ГК РФ и ст.132 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст.6, 7, 14).
Новая редакция части I ст.34 Гражданского Кодекса РФ определяет функцию по опеке и попечительству как государственную, осуществляемую соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Справка о состоянии законодательства, регулирующего вопросы опеки
и попечительства
1. В связи с принятием Указов Президента Российской Федерации "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 22.10.93 г. N 1723 и "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26.12.1993 г. N 1760 произошли качественные изменения в правовом регулировании организации местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, определила роль местного самоуправления в обеспечении решения вопросов местного значения.
2. В настоящее время действует Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 6 которого содержит исчерпывающий перечень предметов ведения муниципальных образований.
Вопросы опеки и попечительства не отнесены к вопросам местного значения.
3. В соответствии с ч.1 статьи 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации "органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления". Данная функция выходит за рамки организации и осуществления местного самоуправления и в настоящее время регулируется Гражданским и Семейным Кодексами Российской Федерации.
Так, статьями 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79, 121-123 Семейного Кодекса определены функции органов опеки и попечительства, также полномочия органов опеки и попечительства определены в Гражданском Кодексе РФ (ст.31-41 ГК РФ).
Исходя из этого можно сделать вывод, что функции по опеки и попечительству - это государственные функции.
Такой же подход к функциям по опеке и попечительству как к государственным функциям содержится и в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тем не менее, согласно положениям ст.34 ГК РФ и ст.121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, а согласно ч.5 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Таким образом, нормы действующего законодательства, закрепленные в разных нормативных правовых актах, противоречат друг другу. Также, согласно ч.3 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "образование органов местного самоуправления... органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается".
4. Поскольку речь идет о функциях органов опеки и попечительства как о функциях государственных органов, то должна действовать ч.2 ст.132 Конституции РФ, которая определяет, что "органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Такое же положение в соответствии с упомянутой статьей Конституции РФ содержится в части 4 ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которая предусматривает одновременную передачу материальных и финансовых средств в связи с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями.
5. Также в настоящее время применяется ст.64 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" от 6.07.91 г. с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в 1992-93 гг. лишь в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст.56 ФЗ).
Так, в п.7 ч.ст.64 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" было определено, что районная администрация руководит опекой и попечительством в районе, но, исходя из вышеизложенного, положение этой статьи должно быть применено с учетом ст.132 Конституции Российской Федерации.
6. В практической работе органы опеки и попечительства руководствуются Положением об органах опеки и попечительства РСФСР (утверждено постановлением Совета Министров РСФСР N 175 от 30 апреля 1986 г.) в части, не противоречащей действующему законодательству.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, а повлечет за собой перераспределение средств между бюджетами различных уровней в пределах средств, выделяемых на эти цели в составе государственного бюджета.
Предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты
и принятию дополнительных нормативных правовых актов
В случае внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ потребуется внесение изменений в Семейный Кодекс РФ (ст.77, 121) и в Положение об органах опеки и попечительства в РСФСР, а также принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.