Проект федерального закона N 115008-3
"О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Полномочия РФ, органов государственной (ст.ст. 5 - 9)
власти РФ, субъектов РФ и предметы
ведения органов местного самоуправления в
зоне экологического бедствия
Глава III. Порядок объявления территорий экологического (ст.ст. 10-14)
бедствия
Глава IV. Федеральные целевые программы по выводу (ст.ст. 15-21)
территорий из состояния экологического
бедствия
Глава V. Осуществление хозяйственной и иной (ст.ст. 22-27)
деятельности на территории зоны
экологического бедствия
Глава VI. Налогообложение на территории зон (ст.ст. 28-30)
экологического бедствия
Глава VII. Правовое регулирование отмены статуса зон (ст.ст. 31-32)
экологического бедствия
Глава VIII. Ответственность за нарушение (ст.ст. 33-34)
законодательства РФ о зонах экологического
экологического бедствия
Глава IX. Заключительные положения (ст. 36)
Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовой базы придания территориям Российской Федерации или их участкам статуса зон экологического бедствия, вывода этих территорий из состояния экологического бедствия и обеспечения конституционных прав граждан, проживающих на них, на благоприятную окружающую среду.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в процессе ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, или иных бедствий, носящих кратковременный характер и устраняющихся при проведении оперативных мероприятий, которые регулируются Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по выводу территорий из состояния экологического бедствия регулируются гражданским законодательством.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Экологическое бедствие территорий - неблагоприятное состояние естественных экосистем (деградация экосистем) и ухудшение показателей здоровья населения, обусловленные изменением состояния окружающей среды на конкретных территориях в результате антропогенной деятельности;
Зона экологического бедствия - территория, на которой состояние окружающей среды и показатели здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия или превышают их.
Критерии экологического бедствия - показатели качества окружающей среды и здоровья населения, превышения которых является основанием для отнесения территорий к зонам экологического бедствия.
Экологический риск - вероятность развития неблагоприятных (вредных) эффектов (изменений) в экологической системе или у растений и (или) животных.
Риск для здоровья человека - вероятность развития вредного эффекта в конкретных условиях воздействия неблагоприятного фактора окружающей среды на здоровье определенного индивидуума или популяции.
Государственный социально-гигиенический мониторинг - система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания в зонах экологического бедствия.
Государственный экологический контроль в зонах экологического бедствия - система административных и организационных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законодательства о зонах экологического бедствия, осуществляемых на территории зон экологического бедствия органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о зонах экологического бедствия
Законодательство Российской Федерации о зонах экологического бедствия основывается на Конституции Российской Федерации, настоящем Федеральном законе, законодательстве в области охраны окружающей среды и других федеральных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты в сфере регулирования отношений в зоне экологического бедствия субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям настоящего Федерального закона действует настоящий Федеральный закон.
Статья 3. Предмет регулирования закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правовые отношения, возникающие на участках территории Российской Федерации, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к зонам экологического бедствия.
Статья 4. Принципы деятельности на территории зон экологического бедствия
Деятельность на территории зон экологического бедствия основывается на принципах:
- приоритета охраны здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха населения;
- недопустимости увеличения антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, намечаемую к реализации на территории зон экологического бедствия;
- комплексности мероприятий по нормализацию экологической обстановки;
- осуществления государственного экологического и санитарно-гигиенического контроля на территории зоны экологического бедствия в части контроля за состоянием объектов окружающей среды, показатели которых превышают критерии экологического бедствия;
- обязательности своевременного и полного финансирования всех мероприятий федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
- гласности при проведении всех мероприятий федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
- участия общественности в осуществлении мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
неотвратимости ответственности для лиц, виновных в несоблюдении требований настоящего Федерального закона.
Глава II. Полномочия Российской Федерации, органов государственной власти
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и предметы ведения
органов местного самоуправления в зоне экологического бедствия
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в зоне экологического бедствия
К полномочиям Российской Федерации в зоне экологического бедствия относятся следующие:
инициирование придания статуса и придание статуса зон экологического бедствия территориям, установление их правового статуса;
определение и реализация государственной политики при придании статуса зоны экологического бедствия, проведении мероприятий по нормализации экологической обстановки и здоровья населения на ее территории, снятии статуса зоны экологического бедствия;
разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации в зоне экологического бедствия;
координация деятельности органов государственной власти на территории Российской Федерации при объявлении зоны экологического бедствия, проведении мероприятий по нормализации экологической обстановки и здоровья населения на ее территории, снятии статуса зоны экологического бедствия;
утверждение критериев экологического бедствия;
утверждение критериев снятия статуса зоны экологического бедствия;
утверждение федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия и контроль за ее реализацией;
утверждение нормативных документов, регламентирующих вынужденное переселение лиц, проживающих на территории зоны экологического бедствия;
снятие статуса зоны экологического бедствия;
организация и осуществление государственного экологического контроля;
осуществление государственного санитарно-гигиенического мониторинга;
осуществление государственного мониторинга за состоянием окружающей среды и природных ресурсов;
утверждение природоохранных стандартов и нормативов качества окружающей среды;
утверждение лимитов использования природных ресурсов;
организация проведения и координация научных исследований и работ по выявлению причин возникновения, по обоснованию придания статуса зон экологического бедствия и нормализации экологической обстановки на их территории;
организация и проведение государственной экологической экспертизы проектов федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия и контроль за их реализацией, а также иных проектов, намечаемых к реализации на территории указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
приостановление и (или) прекращение хозяйственной и иной деятельности на территории зон экологического бедствия в целях выведения территории из состояния экологического бедствия и их отмена;
утверждение порядка финансирования мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
введение специального налогового режима, порядка льготного кредитования на территориях зон экологического бедствия;
осуществление международного и межрегионального сотрудничества по вопросам зон экологического бедствия и реабилитации их территорий;
иные установленные законодательством полномочия по обеспечению эффективной охраны и восстановления объектов окружающей природной среды на территории зон экологического бедствия.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в зоне экологического бедствия
К полномочиям субъектов Российской Федерации в зоне экологического бедствия, в том числе в области регулирования отношений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на их территории, относятся:
инициирование придания статуса зоны экологического бедствия;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о зонах экологического бедствия, а также регулирования отношений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на их территории;
организация проведения и координация научных исследований и работ по выявлению причин возникновения, по обоснованию придания статуса зоны экологического бедствия и нормализации экологической обстановки на их территории;
участие в проведении государственной экологической экспертизы проектов федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия и контроль за их реализацией, а также иных проектов, намечаемых к реализации на территории указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участие в разработке, финансировании и реализации федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
организация проведения оценки состояния окружающей природной среды и здоровья населения в случае инициирования вопроса о предоставлении территории статуса зоны экологического бедствия субъектом Российской Федерации;
организация и проведение государственной экологической экспертизы проектов, намечаемых к реализации на территории указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
установление в пределах своей компетенции порядка ведения мониторинга на территориях зон экологического бедствия;
координация на территории субъекта Российской Федерации природоохранной деятельности, проводимой органами государственной исполнительной власти управления субъекта Российской Федерации, а также юридическими и физическими лицами;
участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного экологического контроля в зонах экологического бедствия;
регулирование природоохранных отношений при осуществлении хозяйственной деятельности на территории зоны экологического бедствия;
ограничение, приостановление или прекращение хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц в целях выведения территории из состояния экологического бедствия;
снятие ограничения и разрешение прекращенной хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия до отмены режима зоны экологического бедствия;
установление дифференцированных ставок платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на нее на территориях зон экологического бедствия в соответствии с природоохранными требованиями;
введение специального налогового режима в части налогов, устанавливаемых субъектом Российской Федерации, а также выработка и применение иных механизмов финансирования реабилитации зон экологического бедствия за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации;
обеспечение населения зон экологического бедствия информацией о состоянии окружающей среды и здоровье населения, планируемых и осуществляемых мероприятиях по выводу территории из состояния экологического бедствия;
осуществление других полномочий в зонах экологического бедствия, а также регулирование отношений при осуществлении хозяйственной деятельности на их территории, не относящихся к ведению Российской Федерации;
иные установленные законодательством функции по обеспечению эффективной охраны и восстановлению объектов окружающей среды на территории зон экологического бедствия.
Статья 7. Компетенция специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в зоне экологического бедствия
Основными функциями специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в зонах экологического бедствия являются:
комплексное управление деятельностью в зонах экологического бедствия, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на их территориях;
разработка критериев экологического бедствия;
разработка критериев снятия статуса зоны экологического бедствия;
определение видов деятельности, запрещенных к осуществлению на территории зон экологического бедствия;
координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на территории зон экологического бедствия;
формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, утверждение или согласование норм и правил использования природных ресурсов, а также правил ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду на территориях зон экологического бедствия;
организация и проведение государственной экологической экспертизы федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия и материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зон экологического бедствия, программ реабилитации этих территорий, а также иных проектов, намечаемых к реализации на территории указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их реализацией;
организация и осуществление государственного экологического контроля на территориях зон экологического бедствия;
ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения в целях выведения территории из состояния экологического бедствия;
согласование снятия ограничений и разрешений на возобновление приостановленной или прекращенной деятельности предприятий и других объектов до снятия статуса зоны экологического бедствия;
обеспечение населения зон экологического бедствия информацией о состоянии окружающей среды;
осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в части проведения экологической сертификации, лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
иные установленные законодательством функции по обеспечению эффективной охраны и восстановления объектов окружающей среды на территории зон экологического бедствия.
Статья 8. Предметы ведения органов местного самоуправления в зоне экологического бедствия
Органы местного самоуправления в рамках законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении решают вопросы:
организации проведения оценки состояния окружающей среды и здоровья населения в случае инициирования вопроса о предоставлении территории статуса зоны экологического бедствия;
подготовки материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зон экологического бедствия для предоставления их на государственную экологическую экспертизу с учетом критериев экологического бедствия;
организации обсуждения подготовленных материалов с общественностью;
инициирования объявления территории экологического бедствия федерального уровня;
обеспечения населения зон экологического бедствия информацией о состоянии окружающей среды, планируемых и осуществляемых мероприятиях по оздоровлению объектов окружающей среды;
участия в разработке федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
финансирования соответствующих мероприятий по нормализации экологической обстановки на территории зоны из местных источников финансирования в соответствии с утвержденной федеральной целевой программой по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
предоставления льготного налогообложения субъектам хозяйствования на территории зоны экологического бедствия в пределах своей компетенции (муниципальных налогов);
участия в организации и осуществлении государственного экологического контроля в пределах установленной законодательством компетенции органов местного самоуправления;
организации мониторинга состояния объектов окружающей среды и здоровья населения;
координации и контроля природоохранной деятельности юридических и физических лиц на территории муниципального образования в пределах установленной законодательством компетенции органов местного самоуправления;
подготовки материалов по обоснованию ограничения, приостановления или прекращения в установленном порядке хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством в зонах экологического бедствия;
подготовки материалов по обоснованию возобновления хозяйственной деятельности до снятия статуса зоны экологического бедствия.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статья 9. Участие граждан, общественных объединений, организаций и политических партий в принятии решений по приданию статуса зоны экологического бедствия, осуществлению хозяйственной и иной деятельности на ее территории и снятие статуса зоны экологического бедствия
1. Граждане, общественные объединения, организации и политические партии имеют право:
- выступать инициаторами придания и снятия статуса зоны экологического бедствия территории, на которой они проживают;
- запрашивать и получать в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и Дирекции федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия необходимую информацию о состоянии окружающей среды и здоровья населения на территории зоны экологического бедствия;
- принимать участие в обсуждении вопросов об установлении административных границ зон экологического бедствия, разработке проекта федеральной целевой программы мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия и реализации этих мероприятий;
- инициировать введение ограничений и прекращение хозяйственной и иной деятельности, запрет на использование природных ресурсов;
- принимать участие в обсуждении вопросов об установлении ограничений и о прекращении хозяйственной и иной деятельности, запрете на использование природных ресурсов и переселении граждан с загрязненных территорий;
- оказывать содействие проведению работ по восстановлению объектов окружающей среды.
2. Граждане, общественные объединения, организации и политические партии обязаны: соблюдать требования законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о зонах экологического бедствия, устанавливающее статус зоны экологического бедствия и регламентирующее хозяйственную и иную деятельность на ее территории.
Глава III. Порядок объявления территорий экологического бедствия
Статья 10. Основания для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия
Инициирование объявления территории зоной экологического бедствия может осуществляться в случае возникновения негативных изменений в окружающей среде на значительной территории, которые повлекли:
- возникновение реальной угрозы здоровью людей, проявившееся в значительном увеличении уровня заболеваемости населения;
- деградацию экологических систем;
- резкое ухудшение природных условий хозяйственной и иной деятельности на соответствующей территории.
Инициирование объявления территории зоной экологического бедствия производится при невозможности устранить негативные изменения без применения чрезвычайных мер со стороны государства.
Статья 11. Критерии экологического бедствия
Критерии экологического бедствия устанавливаются с целью обоснованности принятия решения о придании территории статуса зоны экологического бедствия.
Критерии экологического бедствия разрабатываются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, согласовываются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Границы зоны экологического бедствия
Административные границы зоны экологического бедствия устанавливаются по границе наименьшей административно-территориальной единицы или установленных границ хозяйственных объектов и комплексов, в пределах которых характеристики состояния окружающей среды и здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия территорий.
В случае, если зона экологического бедствия расположена на территории нескольких смежных административно-территориальных единиц, границей зоны экологического бедствия является внешняя граница этих административно-территориальных образований (единиц).
Границы зоны экологического бедствия устанавливается с целью обеспечения координации работ по выводу территории из состояния экологического бедствия и управления реализацией мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой по восстановлению окружающей среды на территории зоны экологического бедствия.
Статья 13. Порядок инициирования придания территории статуса зоны экологического бедствия
Инициаторами постановки вопроса о придании территории статуса зоны экологического бедствия при наличии соответствующего обоснования могут быть:
- органы местного самоуправления;
- органы государственной власти Российской Федерации;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения на местах.
Статья 14. Порядок придания территории статуса зоны экологического бедствия
1. При установлении обоснованности придания территории статуса зоны экологического бедствия орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации подготавливает материалы для представления на государственную экологическую экспертизу. С этой целью организует:
- подготовку материалов, обосновывающих необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия, включая материалы по оценке состояния окружающей среды и здоровья населения, и подтверждающих превышение критериев экологического бедствия;
- разработку проекта федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия;
- проведение обсуждения с населением и общественными организациями разработанных документов.
Состав, содержание и порядок подготовки материалов определяются Правительством Российской Федерации.
3. Материалы, обосновывающие придание территории статуса зоны экологического бедствия и проект федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, подготовленные органом местного самоуправления и (или) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются для проведения государственной экологической экспертизы в специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
4. Материалы, обосновывающие придание территории статуса зоны экологического бедствия и проект федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия; получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды направляет в специально уполномоченный орган в области разработки и реализации государственной социально-экономической политики для рассмотрения их в установленном порядке.
5. Правительство Российской Федерации утверждает федеральную целевую программу по выводу территории из состояния экологического бедствия и придает указанной территории статус зоны экологического бедствия.
Сроки рассмотрения федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия и принятие решения об объявлении территории зоной экологического бедствия (или отказе в этом), как правило, не должны превышать одного месяца со дня представления соответствующих документов.
6. Решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия должно быть аргументировано и доведено до инициатора объявления территории зоной экологического бедствия, субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления и может быть обжаловано в судебном порядке.
Глава IV. Федеральные целевые программы по выводу территорий из состояния
экологического бедствия
Статья 15. Цели и задачи федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия
1. Федеральная целевая программа по выводу территории из состояния экологического бедствия является основным документом, регулирующим деятельность организаций и физических лиц по выполнению мероприятий, обеспечивающих снятие статуса зоны экологического бедствия.
2. Основной целью федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия является улучшение состояния окружающей среды и здоровья населения, обеспечивающее снятие статуса зоны экологического бедствия.
3. Задачи, решаемые программой, должны определять основные направления деятельности, обеспечивающие достижение целей программы.
Статья 16. Разработка и утверждение федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия
1. Основанием для разработки федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия являются материалы, обосновывающие придание территории статуса зоны экологического бедствия подтверждающие превышение критериев экологического бедствия.
2. Государственным заказчиком программы, является специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3. Проект федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия разрабатывается органами местного самоуправления за счет средств органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории зоны экологического бедствия, а также средств федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления направляют в установленном законом порядке проект федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия для проведения государственных экспертиз и на согласование.
Статья 17. Система мероприятий федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия
Федеральная целевая программа должна содержать систему мероприятий, обеспечивающих выполнение ее основных задач:
- снижение уровня негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на территории зоны экологического бедствия, на окружающую среду и здоровье населения;
- улучшение состояния водных ресурсов, атмосферного воздуха, почв, растительного и животного мира, природных ландшафтов;
- охрану и восстановление здоровья населения.
В составе мероприятий должны быть предусмотрены меры производственно-технического, социального, организационного, правового и административного характера.
Статья 18. Государственный мониторинг состояния окружающей среды на территории зоны экологического бедствия
Система государственного мониторинга на территории зоны экологического бедствия обеспечивает выполнение задач федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия.
Статья 19. Государственный социально-гигиенический мониторинг
1. Государственный социально-гигиенический мониторинг в зонах экологического бедствия осуществляется по развернутой схеме.
2. Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием окружающей среды осуществляется на основе современных эколого-эпидемиологических технологий и оценке риска для здоровья населения.
3. Государственный социально-гигиенический мониторинг обеспечивает межведомственную координацию и подготовку решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Статья 20. Механизм управления федеральной целевой программой
1. В целях реализации федеральной целевой программы создается Дирекция, положение о которой утверждается Государственным заказчиком.
Управление реализацией федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия осуществляется Дирекцией программы.
3. Государственный заказчик совместно с Дирекцией программы осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
Статья 21. Финансирование реализации федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия
1. Финансирование реализации программы осуществляется за счет средств организаций, местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, а также других источников, предусмотренных программой, в объемах, определенных для финансирования соответствующих мероприятий.
2. Для консолидации финансовых ресурсов Дирекция программы по согласованию с Государственным заказчиком создает Фонд реализации программы.
Глава V. Осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории
зоны экологического бедствия
Статья 22. Особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия
На территории зон экологического бедствия:
ограничивается хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;
разрешается строительство новых объектов, деятельность которых обеспечит снижение загрязнения окружающей среды, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности населения, проживающего на территории зоны;
- предусматриваются условия приватизации государственной собственности, обеспечивающие переход к новому собственнику обязанности по восстановлению нарушенных объектов окружающей среды и выполнение мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия;
вводится система обязательного страхования экологических рисков для юридических и физических лиц, учитывающая более высокую степень опасности осуществления хозяйственной деятельности и вероятности ухудшения здоровья населения.
Статья 23. Обеспечение охраны и восстановления здоровья населения на территории зоны экологического бедствия
На территории зоны экологического бедствия реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды:
- организация снабжения населения качественной питьевой водой;
- обеспечение постоянного снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию здоровья населения, отнесенных к группе риска (обеспечение качественными продуктами питания, пищевыми добавками, витаминами, специальными препаратами, организация оздоровительных мероприятий для детского населения и др.);
- организацию специального медицинского наблюдения, лечения и оздоровления населения;
- решение социальных проблем территории (обеспечение занятости населения, обеспечения жильем и другие мероприятия).
Статья 24. Обязательное страхование экологических рисков
1. На территории зон экологического бедствия вводится обязательное страхование экологических рисков для:
организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
видов деятельности, связанных с риском возникновения аварий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Перечни организаций, расположенных на территории зоны экологического бедствия и видов деятельности на территории зоны экологического бедствия, подлежащих обязательному страхованию экологических рисков, утверждаются в составе федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия.
3. Типовое положение об обязательном страховании экологических рисков в зонах экологического бедствия разрабатывается государственными органами исполнительной власти.
Страховые компании, действующие на территории зон экологического бедствия, на основании типового положения по согласованию с органами местного самоуправления разрабатывают положения для соответствующих зон.
4. Страховым компаниям, осуществляющим страхование экологических рисков на территории зон экологического бедствия, предоставляются налоговые и иные льготы в соответствие с законодательством Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти проводят государственный контроль за обязательным страхованием экологических рисков, осуществляемым страховыми компаниями.
Статья 25. Экологический аудит
На территориях зон экологического бедствия на период реализации федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия в организациях, участвующих в реализации программных мероприятий, проводится экологический аудит за счет средств, предусмотренных в Программе на проведение организационно-распорядительных и контрольных мероприятий.
Периодичность проведения экологического аудита и состав аудиторов утверждаются Дирекцией Программы.
Статья 26. Экологическая сертификация
Местные органы власти территории, на которой расположена зона экологического бедствия, обязаны оказывать содействие развитию экологической сертификации организаций, производств и систем управления охраной окружающей среды организаций, расположенных на территории зон экологического бедствия.
Продукция, ввозимая на территорию зоны экологического бедствия или производимой на ней, подлежит экологической сертификации в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 27. Лизинговая деятельность
Для организаций, расположенных на территории зон экологического бедствия, а также иных организаций, участвующих в реализации мероприятий федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия, предусматривается использование лизинговых операций для оснащения техническими средствами и оборудованием.
Гарантами при проведении финансовых операций на лизинговой основе могут выступать государственные и муниципальные органы в лице Заказчиков и Дирекции федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия.
Глава VI. Налогообложение на территории зон экологического бедствия
Статья 28. Особенности налогообложения на территории зон экологического бедствия
1. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок налогообложения в зонах экологического бедствия действуют в отношении таких зон с учетом особенностей, устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации для специальных налоговых режимов, законом о федеральном бюджете на соответствующий год и настоящим Федеральным законом.
2. Виды налоговых льгот определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 29. Налоговые льготы на территории зон экологического бедствия
Порядок предоставления льгот по федеральным налогам и сборам, налогам и сборам субъектов Российской Федерации, местным налогам и сборам осуществляется в порядке, определяемым Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами, изданными на его основании, а также другими действующими законодательными и нормативными актами по налогам и сборам.
Статья 30. Распределение налога по видам бюджетов в зонах экологического бедствия
Предложения по отдельным видам федеральных налогов, поступления от которых полностью зачисляются в бюджеты соответствующих зон экологического бедствия, а также предложения о пропорциях зачисления и распределения между бюджетами разного уровня федеральных налогов в части, касающихся зон экологического бедствия, вносятся Правительством Российской Федерации при разработке и принятии закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Глава VII. Правовое регулирование отмены статуса зон экологического
бедствия
Статья 31. Основание для снятия статуса зоны экологического бедствия
1. Статус зоны экологического бедствия снимается по выполнению мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, когда показатели состояния окружающей среды и здоровья населения становится ниже критериев экологического бедствия.
2. Основанием для снятия статуса зоны экологического бедствия служит представление федерального специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о выполнении федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, базирующееся на данных экологического и социально-гигиенического мониторингов и экологического аудита, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Снятие статуса зоны экологического бедствия инициируется:
органами местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.
Статья 32. Решение о снятии статуса зоны экологического бедствия
Решение об отмене статуса зоны экологического бедствия принимают те же государственные органы, которые объявляют о придании территории статуса зоны экологического бедствия по представлению органов местного самоуправления территорий.
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации о зонах экологического бедствия
Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о зонах экологического бедствия, несут административную, гражданско-правовую, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности в зонах экологического бедствия
1. Вред, причиненный окружающей среде и здоровью граждан в зоне экологического бедствия в результате умышленного или неосторожного действия или бездействия физических и юридических лиц, а также органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
2. Причинитель вреда обязан обеспечить проведение работ по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды до состояния, соответствующего установленным нормативам качества окружающей среды.
В случае технологической невозможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды и объектов в полном объеме, причинитель вреда обязан компенсировать в денежном выражении вред, причиненный окружающей среде, владельцу земельного участка или владельцу соответствующего природного ресурса в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда.
3. Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда на основании исков владельца земельных участков или владельца соответствующих природных ресурсов, или органов, осуществляющих государственный экологический контроль.
В случае, если вред причинен непосредственно владельцем земельного участка или владельцем соответствующего природного ресурса, возмещение вреда производится за его счет по решению суда или арбитражного суда на основании исков органов, осуществляющих государственный экологический контроль.
4. На требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в зонах экологического бедствия, исковая давность не распространяется.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 36. О введении в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.