Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда Российской Федерации" подготовлен в целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в части осуществления государственной экспертизы условий труда.
Разработка указанного законопроекта обусловлена необходимостью изменить предмет правительственного регулирования, изложенного в пункте 2 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской государственной экспертизе условий труда.
В настоящее время государственная экспертиза условий труда на федеральном уровне осуществляется подразделением, входящим в структуру Департамента условий и охраны труда Минтруда России, положение о котором утверждается Министерством. Утверждение Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской государственной экспертизе условий труда не требуется.
В то же время статьей 5 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрено, что формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда (включая субъекты Российской Федерации), и определение порядка деятельности указанных органов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации. При этом статьей 6 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда отнесена организация государственной экспертизы условий труда работников, вместо организации и проведения этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" о государственной экспертизе условий труда вызывают противоречия правового характера и создают сложности в реализации статей 5, 6 и 21 Закона.
Для разрешения сложившейся ситуации предлагается рассматривать государственную экспертизу условий труда как систему деятельности на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. При таком подходе государственная экспертиза условий труда должна осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Разработанный законопроект позволит определить порядок осуществления государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и урегулировать отношения между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.
На практике основы такой системы уже сложились, и государственная экспертиза условий труда на региональном уровне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, а на федеральном уровне - Минтрудом России.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.