Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Семченко А.В.
судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Утешеве С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. дело по апелляционной жалобе Антоновой Н.С. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 18 июня 2019 года (N2-2256/19), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Антоновой Н.С. к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и об обязании назначить пенсию отказать.
УСТАНОВИЛА:
Антонова Н.С. обратилась в суд к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, в котором просила суд признать незаконным и отменить решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязать включить периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за её назначением с 21.11.2018 года.
В обосновании заявленных требований Антонова Н.С. ссылалась на то, что 21.11.2018 года обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 23.01.2019 года N 2327870/19 Антоновой Н.С. было отказано в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа, однако данный отказ является незаконным и нарушает ее права.
Представитель истца в суде исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд постановилприведенное выше решение об отмене которого просит истец Антонова Н.С.
На заседание судебной коллегии представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен судом надлежащим образом, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца Коноплева И.А, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21.11.2018 года Антонова Н.С. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 23.01.2019 года N 2327870/19 Антоновой Н.С. было отказано в установлении страховой пенсии по старости с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, были включены периоды работы 8 лет 2 месяца и 6 дней.
В подсчет специального стажа не был включен в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца период работы Антоновой Н.С. с 01.11.1999 года по 20.11.2018 года в должности медсестры, палатной медсестры терапевтического отделения, старшей медсестры, главной медсестры ФГКУ "Клинический санаторий "Барвиха", так как Списками от 22.09.1999 года N 1066 и от 29.10.2002 года N 781 предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские, конкретного профиля: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Кроме того, документально не подтверждено наличие структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил от 29.10.2002 года. Также в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.2012 года по 26.04.2012 года, 28.09.2012 года, 26.10.2012 года, 23.11.2012 года, 24.05.2013 года, с 03.10.2013 года по 01.11.2013 года, с 18.11.2015 года по 20.11.2015 года, с 23.05.2016 года по 24.05.2016 года, с 15.11.2016 года по 14.12.2016 года, с 11.10.2017 года по 13.10.2017 года, с 14.09.2018 года по 03.10.2018 года.
Согласно записям в трудовой книжке истца в период с 01.11.1999 года по 20.11.2018 года Антонова Н.С. работала в ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" Управления делами Президента РФ в должностях медсестры скорой помощи, палатной медсестры терапевтического отделения, старшей медсестры, главной медсестры.
Выводы суда в части отказа в обязании включить в специальный стаж период работы истца с 01.11.1999 года по 20.11.2018 года в должности медсестры, палатной медсестры терапевтического отделения, старшей медсестры, главной медсестры ФГКУ "Клинический санаторий "Барвиха", судебная коллегия полагает законным и обоснованными ввиду следующего.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность медицинской сестры и в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Таким образом, согласно Списку, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, соответствующие периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из Устава ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" Управления делами Президента РФ, основной целью деятельности Учреждения является оказание услуг по организации санатоно-курортного лечения, отдыха и оздоровления с использованием природных, климатических и других лечебных факторов лицам, медицинское и санаторно- курортное обслуживание которых возложено на Управление делами Президента РФ.
Согласно представленным учредительным документам ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" Управления делами Президента РФ, к санаториям, поименованным в указанном выше Списке по профилю своей деятельности не относится, согласно представленного Устава и лицензии N ФС-50-01-002201 от 20.09.2011 года осуществляет общую диагностическую деятельность, традиционную медицинскую помощь в рамках оказания санаторно-курортных услуг в области санаторно-оздоровительного обслуживания, имея целью своей деятельности удовлетворении потребностей физических лиц в разноплановых услугах в области санаторно-оздоровительного обслуживания граждан, диагностического и лечебно-профилактического, культурно-бытового обслуживания и сервиса, медицинской и хозяйственной деятельности с максимально эффективным использованием возможностей санатория.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", выданной лицензии и приложений к ней следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а поэтому представленные истцом в материалы дела данные о количестве пациентов, пролеченных в ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" в 2015-2018 годах по профилям заболеваний, а также истории болезней не доказывают то обстоятельство, что ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" Управления делами Президента РФ относится к учреждениям, указанным в Списке от 29.10.2002 года N 781.
Кроме того, из справки ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" от 228.09.2018 г. N30-1-17/268 не усматривается, что работодатель характеризует лечебную деятельность истца, как дающую право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, в материалы дела представлен Акт по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователями в Пенсионный Фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о страховом стаже от 15.01.2019 г, подготовленный Управлением по Одинцовскому муниципальному району, городскому округу Руза, закрытому административно-территориальному образованию, городскому округу Краснознаменск, городскому округу Звенигород, закрытому административно-территориальному образованию поселку Власиха Московской области (л.д.103).
Из данного акта следует, что период работы Антоновой Н.С. с 01.11.1999 г. по 20.11.2018 г. в должности медицинской сестры скорой помощи, палатной медсестры, старшей и главной медсестры не может быть включен в подсчет специального стажа, так как разделом "Наименование учреждение" Списка от 29.10.2002 г. предусмотрены санатории (курорты) конкретного профиля (для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические). Документального подтверждения, что данный санаторий относится к вышеперечисленным санаториями, нет. Наличие структурного подразделения, предусмотренного Списками, и факт работы в нем документально не подтвержден.
Данный акт подписан директором ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" Зайцевым А.Л, главным бухгалтером Ганижевой М.Д, начальником отдела кадров и специальных работ Замоляевым А.А. без каких-либо замечаний, отметок о несогласии с изложенными выводами.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж Антоновой Н.С. периода работы в льготном исчислении с 01.11.1999г. по 20.11.2018г, а также курсов повышения квалификации в период работы в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" являются правомерными, основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым дана правильная правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Оснований не согласиться с такой оценкой доказательств у судебной коллегии не имеется, работа истца в спорный период как соответствующая требованиям пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не отвечает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельств имеющих юридическое значение, являются несостоятельными и отмену решения суда они не влекут.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в вышеприведенной части, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Поскольку у истца с учетом включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами периодов и отказе в иске судом Антоновой Н.С. о включении спорных периодов работы в специальный стаж, не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по основаниям п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, то решение суда в части отказа в признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии, отвечает требованиям действующего законодательства.
Судом полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правильная оценка, выводы суда мотивированы, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 18 июня 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Антоновой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.