Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 19, 23, 44, 45, 52, 53, 54, 55, 57, 58 и 60 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Представление предлагаемого проекта федерального закона обусловлено необходимостью уточнения определенных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) понятий "налогоплательщик", "плательщик сбора" и следующих элементов налогообложения: налоговая база, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, в том числе необходимостью уточнения порядка уплаты налогов организациями, имеющими обособленные подразделения, а также признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной.
Предусмотренные в проекте федерального закона изменения и дополнения направлены на обеспечение действенности взимания налогов, в том числе в виде авансовых платежей, а также согласованности соответствующих нормативных положений части первой Кодекса (устанавливающей общие принципы налогообложения) и его части второй (регулирующей налогообложение по конкретным налогам в соответствии с общими принципами налогообложения).
Согласно действующим правилам (часть первая статьи 19 Кодекса) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Обязанность по уплате налога возникает в случае, если имеется объект налогообложения, по истечении налогового периода определена применительно к объекту налогообложения налоговая база и исчислена сумма налога. Обязанность по уплате налога при использовании налоговых льгот может не возникнуть. В этом случае организации и физические лица при наличии объекта налогообложения не могут быть признаны налогоплательщиками.
В связи с этим возникает вопрос о неправомерности возложения на указанных юридических и физических лиц (до окончания налогового периода) обязанностей по представлению в налоговые органы необходимых для осуществления налогового контроля сообщений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, по ведению учета доходов, расходов и объектов налогообложения и иных обязанностей, связанных с налоговым контролем. Согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в банках, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России, об изменении места своего нахождения и нести иные обязанности.
Представляется, что предусмотренное в статье 19 части первой Кодекса положение о признании организаций и физических лиц налогоплательщиками не учитывает сущности налоговых правоотношений. В проекте федерального закона предусматривается внесение изменений в статью 19 части первой Кодекса, направленных на определение признаков, при наличии которых организации и физические лица приобретают "общий" статус налогоплательщиков. При этом у некоторых организаций и физических лиц обязанность по уплате конкретных налогов может не возникнуть.
Согласно пунктам 5, 6 и 7 статьи 3 Кодекса ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. При установлении налогов должны быть определены (актами законодательства о налогах и сборах) все элементы налогообложения в соответствии с принципами, предусмотренными частью первой Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе документально подтвержденных данных об объектах налогообложения, а в соответствии с частью первой статьи 52 Кодекса налогоплательщик должен исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. По смыслу указанных норм части первой Кодекса, на налогоплательщиков не возложена обязанность по уплате налогов в виде авансовых платежей, сроки уплаты конкретных налогов должны быть увязаны с окончанием соответствующих налоговых периодов, в течение которых возникли соответствующие объекты налогообложения, определены налоговые базы и исчислены суммы налогов.
Для обеспечения законности взимания авансовых платежей по налогам, а также для обеспечения равномерного финансирования государственных и муниципальных программ в течение финансового года предлагаемым проектом федерального закона предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в часть первую Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.