Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является важнейшей составляющей демократического государства, реализуя на практике принцип главенства прав и свобод человека и гражданина и обязанность государства по их соблюдению и защите.
Годы работы второго российского Уполномоченного (первый действовал в отсутствие специального закона) выявили как недоработки и изъяны действующего Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", так и необходимость создания правовых условий для расширения компетенции омбудсмена, повышения его статуса и эффективности его деятельности.
В целях решения этих актуальных задач предлагается настоящий законопроект.
Среди вносимых в закон изменений и дополнений концептуальное значение имеет предложение: о наделении Уполномоченного правом принесения протеста на судебные решения по уголовным, гражданским и административным делам и участия в надзорном слушании дела в суде (дополнение в статью 29).
Данное дополнение необходимо в целях установления независимого от ведомств контроля за законностью судебных актов, других процессуальных решений в части соблюдения конституционных прав участников процесса.
Предлагаемое расширение компетенции Уполномоченного имеет аналоги в законодательстве зарубежных государств, например, Республики Польша, где омбудсмен пользуется правом принесения надзорного протеста на состоявшиеся судебные решения.
Кроме того, представляется необходимым уточнение процедуры назначения Уполномоченного и его освобождения от должности, условий подачи жалобы, а также условий деятельности Уполномоченного. Вносится ряд изменений и дополнений, уточняющих редакцию закона и приводящих его в соответствие с иными законодательными актами Российской Федерации, в связи с чем в Федеральный конституционный закон вносятся следующие дополнения.
Так, представляется завышенным минимальный возраст, установленный для избрания на должность Уполномоченного. Учитывая, что депутатами Государственной Думы могут быть избраны граждане, достигшие возраста 21 года, а для назначения на должность судьи законом установлен минимальный возраст 25 лет, предлагается определить, что на должность Уполномоченного может быть назначено лицо не моложе 25 лет.
Изменениями, вносимыми в статьи 8, предлагается установить, что при назначении Уполномоченного на должность выборы должны проводиться на альтернативной основе, при этом победителем определяется тот из кандидатов, за которого при тайном голосовании будет отдано наибольшее число голосов, но не менее, чем большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправка направлена на исключение возможности безальтернативных выборов Уполномоченного. Исключение пункта 3 статьи 8 (о выдвижении кандидатов на должность двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы) направлено на демократизацию процедуры назначения (избрания) Уполномоченного.
Норму действующего закона (статья 10, пункт 3), препятствующую избранию Уполномоченного на третий срок, предлагается исключить. Стабильность функционирования службы омбудсмена должна быть защищена в том случае, если действующий на протяжении двух сроков Уполномоченный пользуется доверием большинства депутатского корпуса.
Прекращение полномочий Уполномоченного по болезни также нуждается в уточнении путем приведения формулировки в соответствие со статьей 92 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Действующая редакция пункта 1 статьи 17, устанавливающая, что жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении, по сути противоречит пункту 1 статьи 16, содержащему требование обязательного предварительного судебного либо административного рассмотрения дела до обжалования Уполномоченному. Учитывая, что судебное (а в некоторых случаях - и административное) разбирательство может продолжаться как несколько месяцев, так и несколько лет, более правильным было бы исчисление срока со дня принятия решения по жалобе в судебном либо административном порядке.
Излишним представляется содержащееся в пункте 2 статьи 20 императивное требование об информировании Уполномоченным органа или должностного лица, решения или действия (бездействие) которого обжалуются, о начале рассмотрения Уполномоченным поступившей жалобы. Такие действия Уполномоченного могут повлечь ухудшение положения лица, подавшего жалобу. Кроме того, данное положение противоречит пункту 2 статьи 24 закона.
Представляется, что как ежегодный доклад, так и специальные доклады Уполномоченного должны направляться, помимо указанных в законе должностных лиц и инстанций, и в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, специальные же доклады - не только в Государственную Думу, как это предусмотрено статьей 33 действующей редакции, но и в те же органы и должностным лицам, что и основной доклад.
По аналогии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вносится уточнение в статью 36 о привлечении виновных в воспрепятствовании деятельности Уполномоченного к административной и уголовной ответственности. В связи с этим в пакете с настоящим законопроектом предлагается проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Проект федерального конституционного закона внесен по предмету исключительного ведения Российской Федерации (статья 71, пункты "в" и "г" Конституции Российской Федерации).
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" необходимо внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР (статьи 320, 328);
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (статьи 371, 377);
Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 287).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.