Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99115813-2 "О внесении изменений и дополнений в статьи 175 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации"
При практическом применении введенного в действие с 01.01.97 г. Уголовного кодекса РФ возникает немало проблем. Часть из них вызвана несовершенством отдельных положений нового закона, что указывает на необходимость его доработки путем внесения изменений и дополнений.
Крайне актуальным для Астраханской области следует признать пробел, имеющийся в ст.256 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконную добычу водных животных и растений (браконьерство). Пробел этот касается неустановления размера крупного ущерба, причиняемого браконьерами экономике и экологии области. Данное обстоятельство имеет столь важное значение ввиду того, что оно в ряду других является основанием для наступления уголовной ответственности и позволяет отграничить уголовно наказуемые деяния от административных правонарушений. В этой связи предлагается ввести в текст ст.256 УК примечание, в котором определить, что "Под крупным ущербом в настоящей статье понимается стоимость добытой продукции двадцатипятикратно превышающая установленный на момент совершения преступления минимальный размер оплаты труда".
Нельзя не отметить и очевидное несовершенство ст.256 УК РФ в части предусмотренного данной статьей наказания за совершенное преступление. Наказание в виде лишения свободы предусмотрено только частью 3 статьи 256 УК РФ при наличии квалифицирующих признаков - "деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой".
Вместе с тем, санкция части 1 статьи 256 УК РФ, по которой привлекается подавляющая часть субъектов данного преступления, содержит перечень наказаний, не связанных с лишением свободы (штраф, исправительные работы, арест).
На практике в связи с этим получается парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что для назначения наказания в виде лишения свободы достаточно того, чтобы двое и более браконьеров совершили преступление по предварительному сговору группой лиц, при этом не имеет значения результат, незаконной добычи рыбы - выловлена рыба или нет. Вместе с тем, согласно действующей санкции части 1 статьи 256 УК РФ, если браконьер выловит большое количество рыбы, то при наличии даже всех квалифицирующих признаков этой части (к примеру, мощной взрывчатки или ядовитых веществ принесет ущерб на сотни миллионов рублей и др.), ему не может быть назначена мера наказания в виде лишения свободы, а только лишь штраф или исправительные работы. Причем за повторные аналогичные деяния санкция указанной статьи не позволяет правоприменителями назначать более суровое наказание.
В связи с этим возникла необходимость внесения дополнений и изменений в часть 1 и 3 статьи 256 УК РФ, а именно введения в часть 1 статьи 256 УК РФ наказания в виде лишения свободы до двух лет и в часть 3 статьи 256 УК РФ дополнительного квалифицирующего признака "неоднократности" и изменения верхнего предела санкции до четырех лет лишения свободы.
Охрана рыбных запасов Северо-Каспийского региона требует усиления борьбы не только с браконьерством, но и с незаконным оборотом среди населения продуктов браконьерского лова. В этой связи крайне актуальным для правоприменительной практики в Астраханской области является отсутствие в ст.175 УК РФ, предусматривающей ответственность за приобретение и сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, четкого критерия для определения понятия "крупного размера".
В этой связи предлагается ввести примечание к ст.175 УК РФ, изложив его в следующей редакции: "Под крупным размером в настоящей статье понимается стоимость имущества, пятидесятикратно превышающая установленный на момент совершения преступления минимальный размер оплаты труда".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 175 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Представленный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 175 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих изменению, дополнению и принятию, или подлежащих признанию утратившими силу
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 175 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации", потребуется внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.